А и осипов про алкоголизм

«ГРЕХ – НЕ ВИНОПИТИЕ, А ПЬЯНСТВО»

Беседа о трезвости с профессором Московской Духовной академии и семинарии, доктором богословия А. И. Осиповым

Ныне как никогда остро стоит вопрос о спасении нашей страны от алкогольного геноцида. В начале XX века в России было около 1700 православных обществ трезвости. Многие наши соотечественники сегодня тоже хотят послужить примером совершенного воздержания для погибающих братьев и сестёр.

В конце июля в Подмосковье по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялась традиционная летняя встреча православных трезвенников. Перед собравшимися выступил Алексей Ильич Осипов, профессор богословия, преподаватель МДА. В своём выступлении он рассказал о трудностях духовной жизни современного христианина, о молитве, таинствах, воздержании. Более двух часов продолжалось общение, в ходе которого известный богослов ответил на ряд вопросов.

– Можно ли рекомендовать полное воздержание от винопития самому себе ради спасения ближних, тех, которые рядом погибают?

– В отношении обетов нужен индивидуальный подход, не всё так просто. Не надо спешить с обетами. Лучше не обет давать, а просто прекратить употреблять. Потому что, не дай Бог, сорвётся человек. Связать себя можно лишь в том случае, когда видишь: «Всё, я далеко зашёл. Пью». Вот тут, возможно, и надо.

Хорошо посоветоваться с людьми разумными. И обет давать в присутствии свидетелей. Свидетели – это очень и очень важно. Обет должен быть обетом от всей души. Потому что это ужасно, когда человек колеблется туда и сюда. Недавно я читал книгу о святом Варсонофии Великом. Ему один старый отшельник задаёт вопрос: «Отче, я вот употребляю вино. Благослови, может, мне больше не надо?» Ответ Варсонофия Великого: «Нет, употребляй, но очень умеренно».

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что воздержание от вина – это благочестивый навык. «Все ухмеляющие напитки, как лишающие ум трезвости и тем лишающие победы в мысленной брани, должны быть изгнаны из среды христиан». Самоубийство – так называет святой этот навык, погубляющий душу и тело. Вы процитировали Варсонофия Великого, который высказал в некоторой степени положительное утверждение относительно употребления вина. Чем бы вы могли объяснить это различие? Я думал, что русские святые, как живущие на Севере, более тверды в этом вопросе. Но оказалось, что зачинателями в проповеди совершенной трезвости были, начиная с апостола Марка, святые отцы – и южные, и египетские, и живущие на Востоке, где виноград повсеместно употребляется.

– Я очень рад, что вы обращаетесь к святым отцам и даже цитируете их. Чтобы понять, почему такое разногласие между отцами, нужно знать, кому они писали. Обычно – конкретным людям, с учётом их уровня духовной жизни и условий, в которых те находились. Отсюда и различие в советах. Для кого-то, правильно, лучше совсем не касаться вина, а для кого-то – нет. Нужно помнить, что крайние позиции пригодны только малому количеству людей. Подвиги без рассуждения могут привести к крайне печальным духовным последствиям. Но рассуждать нужно не от своего глупого ума. Под рассуждением святые отцы подразумевают богомыслие, основанное на Священном Писании и учении святых отцов.

– Апостол Павел говорит: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21). Мне приходится сталкиваться с ситуацией, когда страждущий, слыша слова о том, что он гибнет, отвечает: «Все вокруг так живут». Является ли уклонением от царского пути ситуация, когда человек начинает воздерживаться ради погибающего брата?

– Это хороший пример того, как мы должны свидетельствовать о своей вере перед людьми. Господь говорит: «Тако да просветится свет ваш пред человеки. » (Мф. 5, 16). Если вы по разуму и совести видите, что лучше всего вообще не прикасаться к спиртному, то так и надо. Но вы можете оказаться и в другой ситуации, когда вам налили рюмку и вы эту рюмку целый обед пьёте. Все же всё равно видят, что это воздержание. Часто бывает, что, когда человек говорит: «Совсем не пью», люди не верят. Но если у него налита рюмка и он понемногу пьёт, все говорят: «Вот батюшка правильный». Пример того, КАК надо пить: рюмку выпил за весь обед, а не так, как мы – стаканами. Пример полного непития может быть убедительным для очень немногих, а воздержанное питие – для очень многих.

– Я, трудясь старостой на приходе, часто был свидетелем ситуации, когда в церковный праздник накрывался стол, батюшка старался придерживаться той позиции, о которой вы говорили. Но для большинства прихожан пример такого «воздержания» священника являлся соблазном. Они, упражняя себя в воздержании Великим постом, «чокнувшись» с батюшкой за пасхальным столом, потом продолжали питие. Мы разговаривали об этом с батюшкой, и он в конце концов склонился к тому, чтобы праздники проводить без вина. Именно из-за немощных ближних. Возможно ли человеку брать на себя обязательства полного воздержания, чтобы не послужить соблазном?

– Возможно. Дерево познаётся по плодам, и если что-то приносит хороший плод, следовательно, этим путём и надо идти. Мы не связаны. Мы ищем, где лучше и как лучше. Помните, как апостол писал: «С иудеями, как иудей, с язычниками – как язычник». Нужно смотреть, как полезно.

– Вы упомянули 51-е и 53-е апостольские правила. Часто в разговоре с духовенством, когда говоришь о возможности полного воздержания от алкоголя, чтобы не послужить соблазном ближнему, можно услышать в ответ, что «гнушающийся да извержен будет». Когда я почитал толкования этих правил, то я узнал, что там говорится, что извержется гнушающийся вина «не воздержания ради». Т. е., в принципе, как воздержание, как упражнение в воздержании, неупотребление вина возможно. Как в этом случае можно словесно выразить причину воздержания?

– Я думаю, что так просто и нужно сказать: «Я воздерживаюсь не по гнушению, а по пастырским причинам». В связи с вашим вопросом мне хотелось бы сказать, как у нас в Церкви развивается пьянство. И в этом очень часто повинны мы сами. Первое. Запивочки с вином рассматривают прямо как второе «таинство» после Евхаристии. Уже идут, скрестив руки, к запивочке! Я говорю об очень многих храмах. Этой запивочкой мы приучаем многих с самого детского возраста к алкоголю. Сколько раз мне приходилось быть в Греции, на Кипре. Каждый после причастия получает кусочек просфоры и становится на своё место. А у нас в некоторых храмах – толпа после причастия. Передают чашки, льют, отходят – целый базар. И приучаем к нарушению атмосферы благочестия, которая должна быть в храме. Затем, на Евхаристии что делается порой! Вливают столько вина, что потом эти бедные диаконы или священник. Им же прямо ложиться надо, когда чаша двух-, трёх-, пятилитровая, соборная. Неужели нельзя наоборот – немного вина, а много теплоты? Кто определил эти пропорции? Боюсь, что это наш русский менталитет. Это я не просто говорю – мне же жалуются. Вопрос очень важный, который надо решать на уровне епархий, причём с серьёзными указаниями, в какой пропорции смешивается вино и теплота. Вино нужно довести до минимума.

– В своей семье я никогда не встречался с проблемой пьянства. И когда стал священником, первое время с неприятием относился к пьющим людям. Но наступил момент, когда одна из наших прихожанок рассказала, что сын её – наркоман. И в этом 20-летнем парне я вдруг увидел не мальчиша-плохиша, которого мы воспитывали, а жертву за грехи, за жизнь без Бога в семье и в народе. В перечень шагов, с которых начинается духовная жизнь, не вставить ли ещё один – чувство вины за то, что происходит в нашей стране, с нашей молодёжью, за то, что этот парень пришёл ко мне и я ничем не смог ему помочь. Легче всего сказать, что виновато государство. Может быть, долг священников увидеть СВОЮ вину?

– Само понятие вины имеет две стороны. Одна сторона заключается в том, что все мы вместе представляем один живой организм. Недаром апостол Павел сказал, что Церковь есть Тело Христово. И в этом смысле мы связаны друг с другом. Каждый наш дурной поступок мыслью, словом, делом отражается на всех. Вот почему так важна духовная жизнь каждого человека. Другое дело виновность. Когда я обманул кого-то – я согрешил, я виновен. И я в этом каюсь. Каяться же за грехи других людей не нужно. У пророка Иезекииля это выражено так: не отвечает отец за сына и сын за отца, но каждый отвечает за свои деяния. Я пил на глазах у сына и тем самым соблазнил его. Я виновен. Каяться за пьянку сына я не могу – в этом он сам должен покаяться, а я каюсь за тот соблазн, из-за которого сын стал пить.

– Вы определили понятие трезвения и что трезвость является частичкой этого понятия. Но может, стоит сказать, что без этой малой части целого не будет? И тогда уже полный отказ от винопития, как это сделал Иоанн Креститель?

– Избавь Бог, если мы какую-то частицу сделаем главной. Нравственность и духовность – совершенно разные вещи, хотя они и связаны. Я могу быть нравственно безупречным человеком, но в то же время быть гордым, тщеславным, жадным – никто не видит, что внутри меня. Я могу быть святым сатаной. «Воздаяние бывает, – цитирую вам Исаака Сирина, – не добродетели и не труду ради неё». Трезвость должна быть одним из элементов. Ещё раз скажу вам парадоксальную вещь, которую вы не встретите ни в одной религии. Первым в рай вошёл негодяй, разбойник. Почему покаялся, почему смирился? Разве не понятно? А фарисеи – священники, богословы – осудили Христа на смерть. Кто они были? Праведники по закону. Самое главное – это смириться, увидеть, кто я есть на самом деле. Очень легко при внешнем исполнении всех норм возомнить о себе. Пьянство – грех, но нельзя считать, что если я не пью, то уже стал святым, ничего подобного! Наша основная задача – принять решение жить по заповедям Божиим и каяться. Пример для нас – святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как он пишет, «опять я сегодня осудил», «опять я сегодня разгневался, Господи, прости!». Тут же кается! Вот образ духовной жизни, великое научение для нас: нужно тут же каяться, а не ждать, когда я потом целый ворох батюшке вылью. Вы поняли? Трезвость – необходима, пьянство – это грех. С ним нужно бороться и каяться, но не это глава угла.

– Я процитирую «Примеры из пролога и патериков»: «В 20 милях от Александрии есть Лавра, называемая Каламон. Там подвизался авва Фёдор. Однажды его спросили: “Хорошо ли, отче, если к нам придёт кто-то и мы стали бы пить вино?” “Нет”, – отвечает. “А почему же разрешали древние отцы?” – “Древние отцы были велики и сильны. Они могли разрешать и опять запрещать. А если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества». Святитель Игнатий (Брянчанинов) по поводу вина имел совершенно чёткую позицию. Он видел реальную ситуацию в России и говорил, что в данной ситуации нельзя быть умеренным. Итак, всем ли нужна мера или где-то нужна чёткая, твёрдая позиция?

– Грехом является не винопитие, а пьянство. Об этом говорят Библия и святые отцы. И это не вызывает ни у кого сомнения. Немножко выпить вина не значит «немножко согрешить». В отношении меры есть мысль, которая сегодня как никогда нам важна. Чем характеризуется католицизм? Папа сказал – вопрос закрыт. Чем характеризуется протестантизм? Каждый сам понимает Священное Писание. И католики, и протестанты – с высоко поднятой Библией. Чем же мы от них отличаемся? Не сам я толкую Писание, только согласное учение отцов в каком-то вопросе является для меня критерием истинности.

– Алексей Ильич, у меня двое детей. Как их воспитать в трезвости? В нашей семье дети никогда не видели дома вина. Но если вдруг они увидят, что на Новый год папа поднимает бокал шампанского, то у них сломается некий барьер и объяснить им необходимость трезвости будет сложно.

– И ни в коем случае не ломайте этот барьер! Вам обязательно нужно воспитать их христианами, чтобы потом, оказавшись перед лицом соблазнов, у них был иммунитет, который бы никогда не позволил споткнуться на пути. Слава Богу, что в вашей семье так, но таких семей очень немного, к сожалению.

– А другие спиртные напитки можно употреблять? Кто-то любит водку, кто-то пиво и т. д., по принципу: «аще что и смертное испиют, не вредит им».

– Избави Бог! Они одним миром мазаны – и пиво, и водка.

– Но вином гнушаться нельзя.

– Одно дело гнушаться, другое – воздерживаться. Это разные вещи. Вино, мясо являются творениями Божиими. Гнушаться творением Божиим грешно. Но рассматривать – одно полезно, а другое вредно – это моя обязанность. Гнушение – это чувство презрения к чему-либо. Не думаю, что к спиртным напиткам стоит относиться с омерзением. Это вещи, которые вредны нам.

– Есть слова Священного Писания: «Вино веселит сердце человека». Какие ещё плюсы есть в употреблении вина?

– Об этих плюсах пишет святитель Иоанн Златоуст. Он пишет, что разумное употребление вина даёт здравие человеку. Даже яд змеи может быть лекарством. Но при каких условиях? МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ ДОЗЫ. То же самое касается и вина.

Беседа о трезвости с профессором Московской Духовной академии и семинарии, доктором богословия А. И. Осиповым

В конце июля в Подмосковье по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялась традиционная летняя встреча православных трезвенников. Перед собравшимися выступил Алексей Ильич Осипов, профессор богословия, преподаватель Московской Духовной Академии. В своем выступлении он рассказал о трудностях духовной жизни современного христианина, о молитве, таинствах, воздержании. Более двух часов продолжалось общение, в ходе которого известный богослов ответил на ряд вопросов, наиболее интересные из которых предлагаем читателям Русской линии.

— Можно ли рекомендовать полное воздержание от винопития самому себе ради спасения ближних, тех, которые рядом погибают?

В отношении обетов нужен индивидуальный подход, когда мы говорим в отношении других людей. Но и в отношении себя тоже не все так просто. Лучше не обет давать, а просто прекратить употреблять. Не надо спешить с обетами. Потому что, не дай Бог, сорвется человек. Связать себя можно лишь в том случае, когда я вижу: «все, я далеко зашел. Пью». Вот тут возможно и надо…

Хорошо такой обет давать в присутствии свидетелей, посоветоваться с людьми разумными. И обет давать в присутствии свидетелей. Свидетели – это очень и очень важно. Но на это надо идти как случай достаточно редкий. Обет должен быть обетом от всей души. Потому что это ужасно, когда человек колеблется туда и сюда. Это нужно иметь в виду.

Недавно я читал книгу о святом Варсонофии Великом. Ему один старый отшельник задает вопрос: отче, я вот употребляю вино. Благослови, может мне больше не надо его употреблять? Ответ Варсонофия Великого: «нет, употребляй, но очень умеренно».

— Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о том, что нужно обязательно воздерживаться от грубых плотских грехов и о том, что воздержание от вина – это благочестивый навык. Святой сожалеет, что мало поступает в монастыри людей, которые имеют этот благочестивый навык. И, комментируя слова святого Пимена Великого, что монах не должен употреблять вина, пишет, что «этому благочестивому правилу (воздержанию от вина) должен последовать не только монах, а всякий благочестивый христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие». Девство для избранных, целомудрие для всех.

Я позволю себе процитировать святителя Игнатия, который говорит что по этой причине «все ухмеляющие напитки как лишающие ум трезвости и тем лишающие победы в мысленной брани должны быть изгнаны из среды христиан». Знал ли карточный игрок прикасаясь первый раз к картам, что игра станет его страстью? Знал ли подверженный недугу пьянства, выпивая первую рюмку, что начинает самоубийство?» Самоубийство – так называет святой этот навык, погубляющий душу и тело.

Вы процитировали Варсонофия Великого, который высказал в некоторой степени положительное утверждение относительно употребления вина. Я, занимаясь исследованиями писаний святых отцов о вине и пьянстве, увидел две позиции: одна – это – жесткая трезвенническая, которую, полагаю, разделяет большинство здесь собравшихся. У других – позиция более мягкая.

Чем бы Вы могли объяснить это различие в позициях? Я думал, что русские святые, как живущие на севере более тверды в этом вопросе. Но оказалось, что зачинателями в проповеди совершенной трезвости были, начиная с апостола Марка, апостола Иакова и апостола Павла святые отцы и южные, и египетские, и живущие на Востоке, где виноград повсеместно употребляется.

— Я очень рад, что Вы обращаетесь к святым отцам и даже цитируете их. Особенно Игнатия Брянчанинова, который является одним из самых необходимых духовных наставников, переложивший святых отцов для нашего времени.

Чтобы понять, формально говоря, почему такое разногласие между отцами, нужно знать ситуацию, в которой они жили и кому они писали… Они писали обычно конкретным людям, конкретной братии с учетом их уровня духовной жизни и условий жизни, в которых те находились. Отсюда и различие в советах. Для кого-то, правильно, лучше совсем не касаться вина, а для кого-то нет. Пример преподобного Варсонофия Великого я вам приводил. Иоанн Златоуст об этом пишет. Правила Апостольские тоже вы знаете, о чем пишут…

Нужно помнить, что крайние позиции пригодны только малому количеству людей.

Ко всему нужно подходить с рассуждением… Подвиги без рассуждения могут привести к крайне печальным духовным последствиям… Без рассуждения нет добродетели. Но рассуждать нужно не от своего глупого ума. Под рассуждением святые отцы подразумевают богомыслие – рассуждение основанное на Священном Писании и учении святых отцов.

— Апостол Павел говорит: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Римл.14,21)
Мне приходится сталкиваться с ситуацией, когда страждущий, слыша слова о том, что он гибнет, отвечает: «все вокруг так делают и так живут».

Вы правильно говорили, что в современной ситуации в обществе не так много тех, на кого можно было бы равняться и им подражать. Является ли уклонением от Царского пути ситуация, когда человек начинается воздерживаться ради погибающего брата, не по гордости, не гнушаясь вином, не превозносясь своей трезвостью, а подражая христианской добродетели трезвения, чтобы быть для них примером, чтобы не соблазнялись наши гибнущие отцы, матери, братья и сестры?

— Это хороший пример, как мы должны свидетельствовать о своей вере перед людьми. Господь говорит: «тако да просветится свет ваш пред человеки…» (Мф.5,16). Если Вы по разуму и совести видите, что лучше всего вообще не прикасаться к спиртному, то так и надо. Но вы можете оказаться и в другой ситуации, в светском обществе, когда вам налили рюмку и вы эту рюмку целый обед пьете. Все же все равно видят, что это воздержание.

Все зависит от ситуации. Полезно будет и то и другое.

Часто бывает, когда человек говорит: совсем не пью – люди не верят. Просто не верят и все. Но если у него налита рюмка и он понемногу пьет, все говорят – вот батюшка правильный. Пример очень важен. Чтобы люди отказались вообще пить – это редкое явление. А вот пример того, КАК пить – вот, оказывается, КАК надо пить – рюмку выпил за весь обед – вот, оказывается как пить надо, а не так, как мы – стаканами – этот пример должен быть. Пример полного непития – для многих ли он может быть убедительным? Мне кажется, что для очень не многих, а воздержанное питие – для очень многих.

— Воздержанный образ жизни я веду около 20 лет, чтобы удержать от мирских соблазнов себя и своих детей, чтобы дать своим детям пример воздержания. Многие не понимали моей позиции – зачем тебе это нужно – ты вроде от этого не страдаешь?

Я, трудясь старостой на приходе, часто был свидетелем ситуации, когда в церковный праздник, накрывался стол, чтобы разделить радость со своими прихожанами. Батюшка никогда не напивался, старался придерживаться той позиции, о которой Вы говорили – быть примером воздержания. Но я, к своему изумлению увидел, что для большинства прихожан, искавших в Церкви помощи в избавлении от этого недуга, пример такого «воздержания» священника являлся соблазном. Они, упражняя себя в воздержании Великим постом, «чокнувшись» с батюшкой за пасхальным столом, потом продолжали питие.

К сожалению, при современном состоянии духовной жизни, о котором Вы так хорошо говорили, для большинства людей такой пример является соблазном. Мы разговаривали об этом с батюшкой, и он, в конце концов, склонился к тому, чтобы праздники проводить без вина. Именно из-за немощных ближних.

Геннадий Григорьевич Онищенко, главный санитарный врач говорит о том, что у нас 80% подростков в возрасте до 13 лет постоянно употребляют алкоголь; 33% мальчиков и 20% девочек делают это ежедневно. Они не видят вокруг себя примера воздержания.

Вопрос: Возможно ли человеку брать на себя обязательства полного воздержания, чтобы не послужить соблазном, исходя из тех условий, в которых мы находимся?

— Возможно, конечно. Если Вы видите, что это полезно, дает результаты, следовательно, поступаете правильно. Необходимо ко всему подходить с рассуждением. Дерево познается по плодам и если что-то приносит хороший плод, следовательно, этим путем и надо идти. Мы не связаны. Мы ищем, где лучше и как лучше. Помните, как апостол писал: «с иудеями, как иудей, с язычниками – как язычник». Не просто: я решил и не завишу ни от каких условий. Нужно смотреть, как полезно.

— Вы упомянули 51 и 53 Апостольские правила. Часто в разговоре с духовенством, когда говоришь о возможности полного воздержания от алкоголя, чтобы не послужить соблазном ближнему, можно услышать в ответ, что «гнушающийся да извержен будет».

Когда я почитал толкования этих правил, то я узнал, что там говорится, что извержется гнушающийся вина «не воздержания ради». Т.е., в принципе, как воздержание, как упражнение в воздержании, неупотребление вина возможно.

Как в этом случае можно словесно выразить причину воздержания?

— Я думаю, что так просто и нужно сказать, что «я воздерживаюсь не по гнушению, а по пастырским причинам».

Кстати, в связи с вашим вопросом мне хотелось бы сказать, как у нас в Церкви развивается пьянство. Не в миру, а в Церкви. И в этом очень часто повинны мы сами.

Первое. Запивочки с вином. Даже младенцам. Запивочку рассматривают прямо как второе «Таинство» после Евхаристии. Уже идут, скрестив руки к запивочке! Еще младенец, а ему уже запивочку, а там добавлено вино. Зачем это? Мальчишки, которые в алтаре присутствуют, уже ждут момента запивочки. Я говорю не о всех, но об очень многих храмах. Этой запивочкой мы приучаем многих с самого детского возраста к алкоголю.

Сколько раз мне приходилось быть в Греции, на Кипре… Никаких запивочек нет. Каждый после Причастия получает кусочек просфоры и становится на своей место. А у нас в некоторых храмах – толпа после Причастия, Алтарь там сзади у меня, передают чашки, льют, отходят. Что такое? Только что причастились люди. Что происходит? Целый базар. И приучаем к нарушению атмосферы благочестия, которая должна быть в храме.

Затем на Евхаристии что делается порой! Вливают столько вина, и немного теплоты, что потом эти бедные диакона, или священник… Им же прямо ложиться надо, когда чаша двух- трех- пятилитровая чаша соборная. И там сколько вина влито! Зачем? Неужели нельзя наоборот – немного вина, а много теплоты? Кто определил эти пропорции? Зачем это делается? Боюсь, что это наш русский менталитет.

Это один из факторов церковной жизни, когда мы молодежь приучаем к алкоголю, когда бедный молоденький дьякон, а ему потом потребляй 2-3-х литровую чашу. Это я не просто говорю – мне же жалуются. Вопрос очень важный, который надо решать на уровне епархий, причем с серьезными указаниями, в какой пропорции смешивается вино и теплота. Вино нужно довести до минимума.

— В своей семье я никогда не встречался с проблемой пьянства. И когда стал священником, первое время с неприятием относился к пьющим людям. Но наступил момент, когда одна из наших прихожанок – врач, у которой погибла в автокатастрофе любимая дочь, рассказала, что сын ее – наркоман. И мы вместе начали его воспитывать. Но ни к чему это не привело. Он оказался на смертном одре, и я к нему пришел. И в нем, в этом 20-летнем парне, я вдруг увидел не мальчиша-плохиша, которого мы воспитывали, а я увидел жертву, жертву за грехи, за все искажения жизни, за жизнь без Бога и в семье, и в народе… И жертва – вот этот парень.

В перечень шагов, с которых начинается духовная жизнь, не вставить ли еще один – чувство вины за то, что происходит в нашей стране, с нашей молодежью, за то, что люди пьют, что вот этот парень пришел ко мне, и я ничем не смог ему помочь. Легче всего сказать, что виноваты политики, государство. Это легче всего сказать. Может быть, долг священников увидеть СВОЮ вину?

— Само понятие вины имеет две стороны.

Одна сторона заключается в том, что все мы вместе представляем одно живое тело, один живой организм. Недаром Апостол Павел сказал, что Церковь есть Тело Христово. И в этом смысле все мы связаны друг с другом. Каждый наш дурной поступок – поступок мыслью, словом, делом отражается на всех. Также и каждый наш положительный поступок влияет на всех. Вот почему так важна духовная жизнь каждого человека.

Другое дело виновность. Когда я согрешаю – я обманул кого-то – я согрешил, я виновен. И я в этом каюсь. Каяться же за грехи других людей не нужно. У пророка Иезекииля это выражено так: не отвечает отец за сына и сын за отца, но каждый отвечает за свои деяния.

Каждый должен каяться в своих грехах. Я пил на глазах у сына и тем самым соблазнил его. Я каюсь в этом. Я виновен. Каяться за пьянку сына я не могу – в этом он сам должен покаяться, а я каюсь за тот соблазн, из-за которого сын стал пить.

— Вы начали свое выступление с того, что определили понятие трезвения, и что трезвость является одной небольшой частичкой этого понятия. Но может, стоит сказать, что без этой малой части целого не будет? Может, стоит сделать акцент на этой части? И тогда уже полный отказ от винопития, как это сделал Иоанн Креститель?

— Избавь Бог, если мы какую-то частицу сделаем главной. Нравственность и духовность совершенно разные вещи, хотя они и связаны. Я могу быть нравственно безупречным человеком, но в то же время быть гордым, завистливым, тщеславным, жадным – никто не видит что внутри меня. Я могу быть святым сатаной. «Воздаяние бывает – цитирую вам Исаака Сирина, – не добродетели и не труду ради нее».

Трезвость должна быть одним из элементов. Еще раз скажу вам парадоксальную вещь, которую вы не встретите ни в одной религии. Первым в рай вошел негодяй, бандит, разбойник. Почему? – смирился. Он покаялся. Почему покаялся, почему смирился? Разве не понятно?

А фарисеи священники, богословы осудили Христа на смерть, кто они были? Праведники по закону.

Самое главное – это смириться, увидеть, кто я есть на самом деле. Очень легко при внешнем исполнении все норм возомнить о себе. Да, надо бороться со всем тем, что является грехом. Пьянство – грех и никаких тут нет ни извинений, ни оправданий. И мы должны бороться с этим. Но нельзя считать, что если я не пью, то я уже стал человеком святым, ничего подобного! Это один из элементов. Наше основная задача – принять решение жить по заповедям Божиим и каяться.

Пример для нас святой праведный Иоанн Кронштадтский. Вспомним его «Жизнь во Христе». Как он пишет: «Господи, опять я сегодня осудил», «опять я сегодня разгневался, Господи, прости!» Тут же кается! Вот образ поведения, вот образ духовной жизни. Вот великое научение для нас: нужно тут же каяться, а не ждать, когда я потом целый ворох батюшке вылью.

Вы поняли? Трезвость – необходима, пьянство – это грех. С ним нужно бороться и каяться, но не это глава угла.

— Я процитирую книгу, которая по благословению святейшего Патриарха Алексия была издана в 2008 году – «Примеры из пролога и патериков». Там есть глава «Вино». Вот выдержка оттуда: «Авва Федор при посещении других не советовал пить вино. В 20 милях от Александрии есть Лавра, называемая Каламон. Там подвизался авва Федор. Однажды его спросили: хорошо ли отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-то и мы стали бы пить вино. Нет, – отвечает.

— А почему же разрешали древние отцы?

— Древние отцы были велики и сильны. Они могли разрешать и опять запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества.

Святитель Игнатий Брянчанинов, тот, на творения кого мы сейчас ориентируемся, потому что он близок нам, по поводу вина имел совершенно четкую позицию. Он не говорил об умеренности, он говорил, что от вина нужно отказаться. Причем, он видел реальную ситуацию в России, переживал очень ярко и остро и говорил, что в данной ситуации нельзя быть умеренным.

Итак, всем ли нужна мера, или где-то нужна четкая, твердая позиция?

— Нет такого положения в отношении винопития: «немножко можно грешить». Никакого «немножко можно грешить» не может быть. Грехом является не винопитие, а пьянство. Об этом говорит Библия и святые отцы. И это не вызывает ни у кого сомнения. Немножко выпить вина не значит «немножко согрешить».

В отношении меры. Есть мысль, которая сегодня, как никогда нам важна. Чем характеризуется католицизм? – Папа сказал – вопрос закрыт. Чем характеризуется протестантизм? – Каждый сам понимает Священное Писание, и каждый сам его толкует. Понимаете, почему рассыпалось христианство? И католики с высоко поднятой Библией и протестанты с высоко поднятой Библией. Чем же мы от них отличаемся? Не сам, как мне кажется, я толкую Писание, только согласное учение Отцов в каком-то вопросе является для меня критерием истинности. Если мы начнем отступать от согласного учения святых отцов, мы превратимся в тех же протестантов.

— Алексей Ильич, у меня двое детей. Как их воспитать в трезвости. Вы сказали, что пьянство – грех. С этим никто не спорит. В нашей стране это не только грех, но и бич для нашего народа.

В нашей семье дети никогда не видели дома вина. Но если вдруг они увидят, что на Новый год папа поднимает бокал шампанского, то у них сломается некий барьер и объяснить им необходимость трезвости будет сложно.

— И ни в коем случае не ломайте этот барьер! В вашей семье так – слава Богу! Слава Богу, что в Вашей семье именно так. Но Вам обязательно нужно воспитать их христианами, чтобы потом, оказавшись перед лицом соблазнов, у них был бы такой иммунитет, который бы им никогда не позволил споткнуться на пути. Слава Богу, что в вашей семье так, но таких семей очень немного, к сожалению.

— Здесь разговор велся вокруг вина. А другие спиртные напитки можно ли употреблять? Или только вино? Кто-то любит водку, кто-то пиво, кто-то – коньяк, джин, ром и т.д. по принципу: «аще что и смертное испиют, не вредит им».

— Избави Бог! Я считаю, что они одним миром мазаны – и пиво, и коньяк, и водка…

— Но вином гнушаться нельзя.

— Одно дело гнушаться, другое – воздерживаться. Это разные вещи.

Что значит – гнушаюсь? Под гнушением что разумеется? Когда Апостольские правила пишут о гнушении, что имеется в виду? Вино, мясо – т.е. рассматривается то, что является творением Божиим. Гнушаться творением Божиим грешно. Но рассматривать – одно полезно, а другое вредно – это моя обязанность.

Должен ли я гнушаться тигром? Нет, конечно, но предпочитаю быть от него подальше, чтобы не встретиться с ним в лесу, в Уссурийском крае. Я не гнушаюсь, но я боюсь. Нельзя – это смертельно. Кобра – творение Божие? Конечно, да и какая красавица! Только подальше, пожалуйста!

Надо понимать разницу между гнушением и рассуждением. Что мне полезно и что – вредно. Вот алкоголь – вреден. Моему организму трудно пить водку, коньяк, спирт, да еще неразбавленный. И здесь я – нет-нет-нет! Но не потому, что гнушаюсь, потому что для меня смертельно, потом что вредно. Это разные понятия – вред и гнушение.

— Вопрос заключался в том, что вино Господь благословил, мы его используем как вещество для совершения Таинства, а водка, пиво – это дело рук человеческих. Мы их не называем вином. Можно ли ими гнушаться?

— Гнушение – это омерзение, чувство презрения к чему-либо. Не думаю, что к спиртным напиткам стоит относиться с омерзением. Это вещи, которые вредны нам. Я лично подразделяю это так. В жизни есть разные вещи. От одних мы отвращаемся, другие нам полезны. Здесь спор о понятиях.

— Есть слова Священного Писания – вино веселит сердце человека. Какие еще плюсы есть в употреблении вина?

— Об этих плюсах пишет святитель Иоанн Златоуст. Он пишет, что разумное употребление вина дает здравие человеку.

Например, вы знаете, что есть лекарства, в которых употребляется яд змеи. Ужас какой! Лекарство… Кажется, что уж более парадоксального может быть! Даже яд змеи может быть лекарством. Но при каких условиях? МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ ДОЗЫ. То же самое касается и вина. Только и всего.

— У меня дома целая библиотека ваших лекций. Мы с женой с большим удовольствием их слушаем. Думаю, что и у большинства здесь сидящих есть Ваши книги, диски.

Здесь собрались люди, которые отказались от спиртного ради ближних, которые претыкаются и соблазняются. Нам хотелось бы Вам пожелать следующее:

Семинаристы слушают Вас со вниманием. Из них потом священники выходят прекрасные. Потом эти священники запивку и делают. Может, когда-нибудь Вы скажете: «дорогие мои, в той ситуации, когда 700 тысяч человек в год гибнет в России от пьянства, я принимаю для себя решение отказаться совсем от спиртного ради тех, кто претыкается. Мои дорогие семинаристы, может, и вы тоже последуете моему примеру?»

— Спасибо за добрые пожелания. Я всегда стараюсь говорить не то, что приятно, что от меня ждут, а то, что я считаю полезным сказать.

— Уважаемый Алексей Ильич! Каждый, полагаю много для почерпнул из Вашего выступления, всем есть над чем подумать.

Дорогие братья и сестры, давайте поблагодарим Алексея Ильича за интересное и содержательное выступление.

Осипов о пьянстве

Алексей Ильич Осипов – это профессор МДА и доктор богословия, который много лет ведет учения и помогает многим людям справиться с алкогольной зависимостью. Алкогольная зависимость – это одна из самых актуальных проблем России , которая существует на протяжении многих веков и во многом данной проблеме способна помочь именно вера в Бога и соблюдение церковных традиций и учений.

Причина пьянства – отказ от Бога

А. И. Осипов во многих своих трудах и лекциях говорит о том, что когда семья сталкивается с проблемой алкоголизма или наркомании – это является наказанием за то, что семья отказалась от Бога и не соблюдает его заповеди, не очищает и не открывает душу для общения с ним. Человек в семье, который употребляет алкоголь – это не причина проблемы, а жертва. За всю семью он отвечает своими страданиями, ведь именно воспитанием закладываются высокие морали и ценности. Чем раньше ребенок начинает посещать церковь, тем больше теплоты в его душе способно зародиться и с этим он дальше и будет жить.

Однако здесь существует друга проблема – что же может дать церковь? Ведь, приходя и приводя в церковь детей своих, церковные работники берут на себя ответственность за этих чад и их родителей. И здесь во многом большая ответственность возлагается на то общество, которое видит вокруг себя ребенок, если он видит, как в церкви после служения Богу разливают и предлагают вино прихожанам, то как же может ребенок усвоить, что пить – это грех, что пить – это убийство своего духа внутри себя.

Осипов о пьянстве говорит давно и много, и видит решение проблемы в том, что нужно каждому человеку избавиться от недуга только для того хотя бы, чтобы не подавать дурной пример окружающим. Ведь, как работает социум, человек видит, как ведет себя другой человек и перенимает его поступки, привычки, как только человек увидит вокруг себя трезвых людей, которые подают хороший пример – значит, и сам будет стремиться стать таким. А если человек видит, что вокруг пьют все, то он будет считать это нормой жизни.

Что есть отказ от пьянства по церковным традициям?

Отказ от пьянства по церковным канонам по учению Осипова А. И. – это преодоление барьеров и соблазнов. Когда человек преодолевает эти соблазны, то он становится сильнее, он тренирует свое светлое начало, как бы подпитывая его иммунитет. Путь на преодоление всегда сложный и требует большой дисциплины, но больше всего он требует веры и учения. Только учение самого себя может привезти к пониманию, когда человек начинает слышать себя и говорить с Богом. По поводу алкогольной продукции доктор богословия говорит очень четко, никакой алкогольный продукт не является хорошим для человека, если злоупотреблять им.

Конечно, любой продукт, произведенный человеком – это божья воля и поэтому не стоит путать понятия отказываться от алкоголя и воздерживаться. Понятия абсолютно разные, ведь отказ от чего либо – это означает гнушение, то есть не признание, пренебрежение, а можно ли человеку пренебрегать и гнушаться божьей волей? Воздержание же – это наоборот, человек принимает существование алкоголя, но для себя ограничивает его, так как понимает пагубное влияние этого продукта на свой организм. Пьянство не может быть божьей волей, не для этого благословил он человека на создание алкогольных напитков. Ведь даже в Священном Писании сказано, что вино дает человеку здравие, но речь идет, конечно, о малых дозах. Ведь в малых дозах даже змеиный яд является лекарством от недуга.

Как оградить свою семью от пьянства?

Прежде чем начинать что-то делать стоит подумать о себе и своих предках, а развивался ли в вашей семье когда-то культ алкоголя, был ли кто-то, кто уходил в запои и любил прикладываться к стакану. По мнению Осипова, если таких примеров в семье не было, то бояться абсолютно нечего, главное не принимать и не снимать этих барьеров, не брать в семью людей, которые этой пагубной привычкой больны. Такие люди должны приходить в церковь и работать с ними будут священнослужители, которые могут пролить свет на понятия и рассказать, почему алкоголь вреден . Воздержание от алкоголя должно быть полным для того, чтобы правильный пример детям своим и своей семье в целом подать.

Профессор Осипов воздерживается от любого алкоголя на протяжении 20 лет не потому что страдал когда-то зависимостью, а потому что понимает, что даже небольшое употребление может снять барьер, который для его детей сегодня существует. Чтобы люди в нашей стране смогли иначе смотреть на этот вопрос меняться должны все и стар и млад, каждый человек должен начать с себя вне зависимости есть у него дети или нет.

Отказываясь от алкоголя, становишься ли ты безгрешным?

Безусловно, отказ от алкоголя очищает душу христианина и помогает ему увидеть много больше, однако это не единственное, что человек должен соблюдать, чтобы жить по законам божьим. Существуют заповеди, которые человек обязан соблюдать, а также помыслы его очень важны, по этой причине отказ от пьянства – это лишь один шаг на пути к праведности и Богу. Ведь, если вы отказались от алкоголя, но не перестали завидовать и быть горделивым человеком, то назвать вас человеком, преодолевшим искушения нельзя, так как вы только познаете пути и отказываетесь от ненужного.

Учение Осипова Алексея Ильича о пьянстве нацелено на постепенные шаги к праведности, он учит человека постепенно принимать себя и отказываться от того, что может пагубно сказать на всех людях.

Источники: http://www.rusvera.mrezha.ru/647/11.htm, http://www.pravoslavie.ru/37689.html, http://izlechenie-alkogolizma.ru/методы-лечения-алкоголизма/осипов-о-пьянстве/

А и осипов про алкоголизм: 19 комментариев

  1. megan92 ()   2 недели назад
    А у кого-нибудь получилось избавить мужа от алкоголизма? Мой пьет не просыхая не знаю уже что делать(( думала развестись, но ребенка не хочется без отца оставлять, да и мужа жалко, так-то он отличный человек, когда не пьет
  2. Дарья ()   2 недели назад
    Я столько всего уже перепробовала и только прочитав эту статью, у меня получилось отучить мужа от спиртного, теперь вообще не пьет, даже по праздникам.
  3. megan92 ()   13 дней назад
    Дарья, киньте ссылку на статью!
    P.S. Я тоже из города
    ))
  4. Дарья ()   12 дней назад
    megan92, так я же в первом своем комментарии написала) Продублирую на всякий случай - ссылка на статью.
  5. Соня 10 дней назад
    А это не развод? Почему в Интернете продают?
  6. юлек26 (Тверь)   10 дней назад
    Соня, вы в какой стране живете? В интернете продают, потому-что магазины и аптеки ставят свою наценку зверскую. К тому-же оплата только после получения, то есть сначала посмотрели, проверили и только потом заплатили. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды до телевизоров и мебели.
  7. Ответ Редакции 10 дней назад
    Соня, здравствуйте. Данный препарат для лечения алкогольной зависимости действительно не реализуется через аптечную сеть и розничные магазины во избежание завышенной цены. На сегодняшний день заказать можно только на официальном сайте. Будьте здоровы!
  8. Соня 10 дней назад
    Извиняюсь, не заметила сначала информацию про наложенный платеж. Тогда все в порядке точно, если оплата при получении.
  9. Margo (Ульяновск)   8 дней назад
    А кто-нибудь пробовал народные методы, чтобы избавиться от алкоголизма? Отец пьет, никак не могу повлиять на него((
  10. Андрей ()   Неделю назад
    Каких только народных средств не пробовал, тесть как пил, так и пьет
  11. Екатерина Неделю назад
    Пробовала поить мужа отваром из лаврового листа (сказала что для сердца полезно), так он уже через час ушел с мужиками бухать. Не верю я больше в эти народные методы...
  12. Мария 5 дней назад
    Недавно смотрела передачу по первому каналу, там тоже про этот Alcolock говорили. Елена Малышева рекомендовала для лечения алкоголизма. Заказала, капаю своему по несколько капель в еду, он даже не знает об этом. Вчера, смотрю, пива купил себе, ну все думаю, не помогло, так он даже глотка не сделал, только понюхал и тут же рот полоскать побежал. Не понимает, что с ним происходит))
  13. Елена (врач нарколог) 6 дней назад
    Действительно, Alcolock показывает очень хорошие результаты. Основное премущество в том, что желание пациента избавиться от зависимости вовсе не нужно. Просто добавили пару капель в еду, и его уже воротит от спиртных напитков.
  14. александра (Сыктывкар)   5 дней назад
    Хорошее средство, свою цену полностью оправдывает. Аналогов я не встречала.
  15. Максим 4 дня назад
    А кодировать пробовал кто-нибудь пробовал пьющих?
  16. Татьяна (Екатеринбург)   Позавчера
    Угу, папу закодировали, 2 месяца держался, не пил. А потом сорвался, так напился, что скорую вызывали, кое-как откачали
  17. Елена (врач нарколог) Вчера
    Татьяна, кодирование это прошлый век, сейчас уже во всю используют Alcolock и к врачам ходить не нужно!
  18. Михаил (Москва)   Сегодня
    тоже помог Alcolock (заказывал по совету выше), должно сработать, попробуй
  19. Виктория Сегодня
    Вот здорово! Нужно заказывать, а то намучалась уже я со своим мужем, чего только не пробовала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + пятнадцать =