Алкоголизм и его последствия родительское собрание

Алкоголизм и его последствия родительское собрание

скачать Родительское собрание
«Алкоголизм и его последствия»


Цель: дать родителям основные сведения об алкоголизме, познакомить с факторами,

влияющими на формирование алкоголизма подростков

Форма проведения: ознакомительная беседа классного руководителя о причинах,

последствиях и мерах предупреждения употребления спиртных

напитков среди несовершеннолетних.

Оформление: надпись на доске: «Алкоголь – это наркотик, химическое вещество, влияющее на функционирование организма. То, что алкоголь получил широкое распространение, не означает, что он безвреден. Многие последствия употребления алкоголя опасны и могут привести к гибели».

Ход собрания: классный руководитель знакомит родителей с историей возникновения традиций винопития.

Распитие спиртных напитков – одна из самых распространённых традиций в большинстве стран мира. Давайте и мы с вами остановимся на основных вехах.

Алкоголь в виде вина и пива является самым древним средством опьянения. В Египте и Китае алкоголь изготавливали и употребляли в качестве праздничного и повседневного напитка ещё пять тысячелетий тому назад.

К римлянам виноградарство пришло от греков. Они использовали вино в своих ритуалах, которые частично сохранились и по сей день.

Римляне принесли вино в германские земли. Вино было скорее напитком богатых, а пиво – простых людей.

Когда-то существовал миф о том, что русские испокон веков пили и научили пить всю Европу. Это совершенно не так. Русь была одной из «трезвых» держав в истории. В старину русские угощали медовухой и брагой, на Севере варили пиво.

Водка («хлебное вино», как говорили на Руси) появилась в южных древнерусских городах только к концу 14 века, откуда постепенно , к первой половине 15 столетия, распространилась на северо-восточные области.

Существует две версии проникновения на Русь водки: по одной версии, её завезли генуэзские купцы, по другой – немецкие.

Алкоголизм – это заболевание, развитие которого можно остановить, но излечить полностью невозможно. Один из признаков алкоголизма – неконтролируемое желание употреблять алкоголь. Это прогрессирующая болезнь и если её не остановить, результатом может быть потеря рассудка или смерть. Алкоголики не могут побороть своё пристрастие к алкоголю, и постоянное желание выпить преследует их.

Что мы понимаем под алкогольными напитками?

Алкогольными называют напитки, которые содержат этиловый спирт в концентрациях от 1 до 40 и более процентов.

Содержание алкоголя в некоторых спиртных напитках:

Водка, джин, виски, коньяк, ром…………………40-50 %

Спирт, получаемый из виноградного вина, основа для производства коньяков (40-57 % алкоголя).

Более крепкие спиртные напитки – ром (из отходов производства тростникового сахара), виски (из засахаренных зерновых продуктов), а также кустарные продукты – самогон и грузинская чача.

Среди молодого поколения в настоящее время наибольшее распространение имеет пиво, которое относится к особой категории слабых спиртных напитков. В нём содержатся вещества, повышающие восприимчивость организма к алкоголю, а также усиливающие его всасывание.

Систематическое употребление пива приводит к различным функциональным расстройствам всех органов и систем человека. Сердце, работая с повышенной нагрузкой, увеличивается, в нём нарушаются обменные процессы. Наступают склеротические изменения, сосуды становятся ломкими, отмечается расширение вен на конечностях и лице.. Оно приобретает характерный вид: одутловатость, обрюзглость, синевато-красный цвет. Нарушаются различные виды обмена в организме, появляется рыхлая полнота.

Нервная система любителей пива хуже справляется со стрессовыми ситуациями, легче подвергается различным заболеваниям. Постепенно развиваются все признаки алкогольной болезни без резких её проявлений. А. Данилевский писал: «Пивное пьянство, подобно водочному, приводит человека к глубоким расстройствам духовной и телесной сферы с тем различием, что эти расстройства наступают медленно».

Подрастающий организм не замечает разлагающего на него действия алкоголя. Но уже в античности было известно о пагубности его влияния.

Согласно римской мифологии, Вулкан, сын Юпитера, родился хромоногим потому, что был зачат отцом в состоянии алкогольного опьянения.

Давайте обратимся к страшной статистике.

некоторые впервые пробуют алкоголь в четыре года, а кто-то в десять лет уже становится зависимым. Около 500 тысяч детей и молодых людей в Германии больны алкоголизмом. Этот наркотик легален и признаётся обществом, но за этим во всех слоях общества скрывается проблема номер один.

Согласно исследованию, первый контакт с алкоголем происходит теперь намного раньше – в 10-12 лет. Около 5 % 13-летних уже регулярно употребляют вино, шампанское, пиво. Пока только за границей существует статистика тяжелейших последствий пьянства: в Великобритании от алкоголя умирает приблизительно в 10 раз больше молодых людей, чем от кокаина и героина вместе взятых.

Широко распространено употребление алкоголя среди подростков в России. В 8-м классе оно отмечено у 52 % учащихся, в 9-ом – у 70 %, в 10-11-ом – у 81 %. По данным анонимного тестирования школьников, алкогольные напитки употребляют 71,4 % мальчиков и 66,2 % девочек.

Для молодого поколения алкоголь, в основном. является групповым переживанием: выпивают прежде всего по вечерам с друзьями – на вечеринках или в другом приятном общении.

В настоящее время выделяют три основные группы факторов, способствующих появлению пьянства и алкоголизма среди подростков: социальные, психологические и биологические.

Социальные факторы. К ним относятся питейные традиции народа, социальное положение (состав семьи, образование, экономическая обеспеченность, образ жизни и т.д.), религиозная принадлежность, влияние ближайшего окружения (семья, товарищи, компания).

У подростков на первом месте:

— условия воспитания в семье;

— низкий уровень образования;

— раннее вступление в самостоятельную жизнь;

— раннее употребление алкоголя;

— влияние неформальной группы сверстников.

К факторам, способствующим ранней алкоголизации, причисляют также пренебрежительное отношение подростков к своим социальным и функциональным обязанностям, наличие у них «лишнего» времени, неумение содержательно проводить досуг.

Особое значение имеет влияние окружающей среды, и в первую очередь семьи. Это влияние нельзя рассматривать однозначно: хорошая непьющая семья – хорошее влияние, пьющая семья – плохое влияние. Нам не раз приходилось наблюдать подростков с тяжёлыми формами алкоголизма, которые воспитывались в семьях трезвенников. И наоборот, в семьях, где родители тяжело больны алкоголизмом, иногда растут совсем непьющие дети.

Тем не менее роль семьи как первичного побудителя к пьянству недооценивать нельзя. Наибольшее значение в этом плане имеют такие социальные факторы, как алкогольные традиции семьи, низкий культурный уровень и конфликтные взаимоотношения родителей, негативное отношение к образованию, игнорирование общественных интересов. В семьях алкоголиков наряду с пьянством обычно процветает разврат, тунеядство, стяжательство, скандалы. Дети здесь лишены внимания и контроля. Они предоставлены самим себе, часто пропускают школьные занятия, отстают в учёбе, рано приобщаются к асоциальным группам. Иногда родители сами приучают детей к пьянству и асоциальному образу жизни.

Склонность к раннему систематическому употреблению спиртного у подростков, родители которых страдают алкоголизмом и пьянствуют на глазах у детей, в 5-6 раз выше, чем у подростков в семьях, ведущих трезвый образ жизни.

Важным фактором, способствующим формированию раннего алкоголизма, является вовлечение подростка в компанию пьянствующих сверстников.

Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение к группированию. Если такая группа не контролируется взрослыми, то она может стать основным регулятором поведения так называемых «трудных подростков», являясь «группой повышенного риска» для формирования пьянства и алкоголизма.

Психологические факторы. Это прежде всего, опьяняющее свойство алкоголя, сопровождающееся повышением настроения, чувством удовлетворённости, облегчением межличностных контактов.

Действительно, состояние опьянения на короткое время снижает общее напряжение, уменьшает волнение, робость, неудовлетворённость собой. Слабого оно делает «сильным», замкнутого и хмурого – т»весёлым». Эта иллюзия психического и физического комфорта лежит в основе влечения к алкоголю и является важным психологическим фактором в формировании алкоголизма.

Подросток в силу своей психической и социальной незрелости менее защищён от влияния внешних и внутренних вредных воздействий, чем сформировавшийся человек. Поэтому патологическая зависимость от алкоголя в юном возрасте формируется особенно быстро.

Биологические факторы. Наследственные, или генетические, факторы могут обусловливать предрасположенность к алкоголизму, однако прямо его не определяют. К настоящему времени накопился большой фактический материал, свидетельствующий о том, что дети, рождённые в семьях алкоголиков, более подвержены алкоголизму, чем дети здоровых родителей.

Что же мы понимаем под алкоголизмом и каковы его последствия?

Злоупотребление алкоголем прямо или косвенно является одной из важнейших причин смертности населения нашей страны. Алкогольный цирроз печени – одна из ведущих причин смерти в возрастных группах от 25 до 64 лет. В целом заболеваемость у пьющих в 2-3 раза выше, чем у непьющих. Вследствие действия всех причин, вместе взятых, продолжительность жизни алкоголика сокращается в среднем на 12-18 лет. Ни одно живое существо, кроме человека, не употребляет алкоголь добровольно. Защитный рефлекс срабатывает у всех в обязательном порядке. Наличие его очевидно у детей. Абсолютная трезвость – одно из естественных условий нормальной жизнедеятельности.

Распространению употребления спиртных напитков среди молодёжи способствуют и укоренившиеся представления о безвредности, а иногда и полезности алкоголя. Однако эти представления не соответствуют действительности, что можно проиллюстрировать следующей таблицей:

Материал (8 класс) на тему:
Родительское собрание «Пагубное влияние алкоголя»

Предварительный просмотр:

Родительское собрание . «Пагубное влияние алкоголя».

Цели: актуализировать проблему алкоголизма у подростков;

выяснить: какова роль родителей в формировании негативного отношения детей к употреблению алкоголя.

Задачи: обозначить масштабы подросткового алкоголизма;

определить причины подросткового алкоголизма;

выработать способы реагирования на случаи употребления алкоголя детьми.

Участники собрания: классный руководитель, родители учащихся, психолог, юрист, медицинский работник, учитель биологии.

Подготовительный этап: проведено анкетирования учащихся с целью выявления случаев употребления алкоголя учащимися класса (Анкета. Приложение 1), презентация по теме собрания (Приложение 3)

Оформление: на слайде написано высказывание:

«Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство»

Классный руководитель: В подростковом возрасте становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Подросток живёт ими, они составляют основной смысл его жизни и заставляют действовать. Нередко самым простым способом удовлетворения этих потребностей подростку представляется употребление алкоголя. И действительно, некоторым это даёт возможность на какое-то время почувствовать уверенность в себе, легкость в общении, отвлечься от своих проблем.

Опросы, проводимые среди подростков, показывают, что каждый третий школьник 13-16 лет знаком с алкоголем. И наши дети не являются исключением. (результаты анкетирования, вопросы 1, 2, 4)

Выступление медицинского работника: Из истории алкоголизма

«Алкоголь» в переводе с арабского означает нечто эфирное. Напитки, которые содержат спирт, называются алкогольными. Чем выше крепость алкогольного напитка, тем сильнее его опьяняющее действие. Пиво тоже считается алкогольным напитком. В пиве содержание алкоголя может быть различным: от 0 до 10% и более. Среднее содержание алкоголя в пиве 3,5%, по западной статистике 5%. Это значит, что при употреблении бутылки водки или 8 бутылок пива в организм попадает одинаковое количество алкоголя.

Спирт является сильным ядом, который, попадая в организм, не только пьянит, но вызывает зависимость и разрушает организм. Смертельная доза для подростка составляет 50-100 г. Эксперты Всемирной организации здравоохранения подсчитали, что потребление более 8 литров алкоголя в год на душу населения считается опасным для психического и физического развития нации. В России эта цифра достигает 14 литров.

Медики пришли к выводу: при употреблении пива в сравнении с другими алкогольными напитками хронический алкоголизм развивается в три-четыре раза быстрее. Пиво является самым агрессивным из легальных наркотиков, а пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью. Поэтому часто пивные вакханалии заканчиваются драками, насилием, убийствами.

Пивной алкоголизм ведёт к деградации поколений, с наглядным проявлением чего мы уже сталкиваемся на каждом шагу во дворах, в транспорте, на улице. Геннадий Онищенко, главный санитарный врач России, так сказал об этом: «Не СПИД, не туберкулёз погубят Россию, а пивной алкоголизм среди юного поколения». По статистике Минздрава РФ 60% молодёжи в России страдает пивным алкоголизмом.

Выступление психолога: Причины подросткового алкоголизма

Традиционно специалисты выделяют три группы факторов риска, которые могут повышать вероятность раннего приобщения ребёнка к алкоголю.

Первая группа – биологические факторы. До сих пор учёными не установлено, существует ли наследственная предрасположенность к использованию алкоголя. Уже давно замечено, в семьях алкоголиков дети гораздо чаще приобщаются к пагубной привычке. Но есть ли ген алкоголизма? И гены ли виноваты? Ведь пристрастие к алкоголю детей может быть результатом домашнего воспитания, которое в семьях алкоголиков зачастую далеко от идеального.

К биологическим факторам риска раннего приобщения к алкоголю относят различные нарушения внутриутробного и послеродового развития ребёнка. Иначе говоря, токсикозы, инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности, трудные роды, ставшие причиной травмы новорождённого,- всё это может сыграть негативную роль в дальнейшем. Это способствует формированию ощущения физиологического дискомфорта. Став взрослым, человек может использовать химические стимуляторы для снятия этого ощущения. Это может явиться причиной употребления алкоголя.

Помимо биологических факторов риска свою негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особенности ребёнка (психологические факторы риска). Для детей с неустойчивой психикой характерна резкая переключаемость, невозможность длительное время сосредотачиваться на выполнении задания, быстрая утомляемость, вызванная даже не очень сложной работой. Начиная какое–то дело, они часто не доводят его до конца. У них отмечаются быстрые перепады настроения, ярко выражена жажда развлечений, поиск новых ощущений. Поэтому такие дети легко идут на «эксперименты» с алкоголем.

Говоря о биологических и психологических факторах риска, важно понимать, что они могут лишь потенциально способствовать приобщению к алкоголю. Реализуется ли этот потенциал – зависит от взрослых, окружающих ребёнка. Если они сумеют научить ребёнка регулировать своё состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счёт разных источников, не разрушающих его физическое и психическое здоровье, можно смело утверждать, что любая химическая зависимость ему не угрожает.

Выступление юриста: 7 апреля 2006 г вступил в силу Федеральный закон «Об ограничении розничной продажи и потребления пива и напитков, изготовленных на его основе». Действие закона распространяется на продажу пива с содержанием этилового спирта более 0,5%. На пиво безалкогольное ограничения не распространились.

Также вступил в силу Федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

Теперь продавать и распивать пиво в общественных местах, детских и медицинских учреждениях, в учреждениях культуры, на улице и на транспорте запрещено. А несовершеннолетним нельзя продавать пиво даже в барах и магазинах. Несовершеннолетним запрещено посещать торговые точки, где ведется продажа алкоголя на разлив. Однако вопреки закону на улице по-прежнему можно встретить подростков, распивающих пиво.

По результатам анкетирования употреблению пива подростками способствуют следующие факторы риска:

  1. их знакомство с этим алкогольным напитком, происходит в том возрасте, когда уровень самоконтроля недостаточен, система ценностей неразвита;
  2. друзья употребляют пиво, а подростки, как известно подвержены влиянию сверстников;
  3. употребление пива родителям в присутствии детей.

Способствует приобщению подростков к алкоголю и реклама пива.

Многие подростки считают, что употребление алкоголя, в том числе и пива, не только вредно, но и полезно. Это говорит о недостатке у них знаний о влиянии пива на организм.

Классный руководитель: Мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытать новые ощущения, любопытство. Ещё до первого знакомства у подростков образуется определённое представление об этом продукте, о его особом возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем оказывается не таким, каким оно представлялось: “горький вкус”, жжение во рту, головокружение, тошнота. После такого неприятного знакомства большинство подростков избегают на некоторое время употребление алкоголя. Затем появляется вторая группа мотивов, которая формирует пьянство как тип поведения правонарушителей. Это влияние на подростка компании старших по возрасту ребят, отсутствие контроля со стороны родителей, отсутствие интереса подростка к учебе, труду, общественной жизни. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртные напитки, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Анализ проведения свободного времени подростками, склонными к употреблению алкоголя, показывают, что в целом для них характерно примитивное, бесцельное времяпрепровождение: игра в карты, в том числе на деньги, “бренчание” на гитаре, праздное гуляние по улицам, посещение баров.

Учитель биологии и химии: Алкоголь, принятый внутрь, через 5 -10 минут всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь — яд для любой живой клетки. Проникнув в организм алкоголь, очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов в конце концов, погибают. Под действием алкоголя нарушаются все физиологические процессы в организме, а это приводит к тяжелым заболеваниям печени, почек, сердца, сосудов, головного мозга, нарушается работа нервной системы.

Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. Сначала они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека.

Ученые выяснили, что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга вслед за усиливающимся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению, утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии.

Потребление алкоголя тяжело сказывается на деторождении. Алкоголизм родителей приводит не только к олигофрении, но и к другим психическим заболеваниям детей, например, родители-алкоголики отмечены у 60% детей, страдающих эпилепсией.

Пьянство укорачивает жизнь человека на 15-20 лет.

Классный руководитель: Роль семьи в формировании отрицательного отношения детей к употреблению алкогольных напитков

Давно установлено, что формируются вредные привычки, как правило, в детстве. Поэтому задача родителей – воспитать у детей с самого раннего возраста отрицательное отношение к употреблению алкогольных напитков. Если у человека еще в детстве выработано отрицательное отношение к алкоголю, то и взрослым он, даже оказавшись в критической ситуации, не будет злоупотреблять им. Важным фактором, определяющим раннее отношение ребёнка к употреблению алкогольных напитков, являются алкогольные традиции семьи. Именно в семье закладываются основы поведения ребёнка, его отношение к разным сторонам жизни.

Советский педагог А.С.Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Ваше собственное поведение – самая главная вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент его жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеётесь или читаете газету- всё это имеет для ребёнка большое значение. А если дома вы грубы или хвастливы или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь печальные последствия».

В семье подросток должен получить первые знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его частого употребления. Имеют значения не только беседы об опасном влиянии алкоголя на здоровье, но и отдельные замечания, просто разъяснения причин собственного отрицательного отношения к распитию спиртного, к пьяницам. Антиалкогольное воспитание должно быть частью общего воспитания. Оно проводится постоянно. Антиалкогольное воспитание в школе обернутся пустой фразой, если дети в семье, наблюдая употребление спиртных напитков родителями, будут невольно проходить «курс алкогольного воспитания». Поэтому необходимо в семьях знать — будущее ваших детей в ваших руках. Не забывайте, что дети всё время смотрят на вас, берут с вас пример. Стремятся подражать. Поэтому, прежде всего, откажитесь от употребления алкоголя. «Пьяный быт» разлагающе действует на ребенка. Конечно, сила личного положительного примера имеет большое значение, но это далеко не все. Не менее важно постоянное внимание к школьным успехам ребёнка, его внешкольной жизни, умение организовать его свободное время – заинтересовать спортом, помочь выбрать занятие по интересам в кружках и секциях и т.д. Правильная организация свободного времени, интересный и содержательный отдых не оставляют места праздности, безделью, скуке – той почве, которая способствует формированию вредных привычек.

А сейчас мы с вами попытаемся подобрать правильные способы реагирования на случаи употребления алкоголя вашими детьми. Я предлагаю вам разделиться на две группы и дать свои варианты ответов.

  1. Ваш ребёнок пришёл со школьного вечера поздно, разговаривая с ним, вы почувствовали от него запах алкоголя. Как вы поступите в данном случае?

Совет классного руководителя:( Объяснить ребенку, как алкоголь влияет на организм человека. Конечно, безнаказанным оставлять нельзя. Но наказание должно быть гуманным, не унижающим чести и достоинства подростка)

  1. От постороннего человека вы узнаёте, что ваш ребёнок употребляет алкоголь. Вы просите его честно в этом признаться, но он всё отрицает. Что вы будете делать?

Совет классного руководителя: (Привести убедительные доводы, что вы верите человеку, сообщившему вам об употреблении ребенком алкоголя, т.к. у него нет причин вас обманывать. Далее поступить как в первой ситуации)

  1. Ваши друзья – взрослые — на Новогоднем празднике за столом вашему ребёнку наливают в бокал шампанское. Как вы на это отреагируете?

Советы классного руководителя: (Сделать тактичное замечание другу и вежливо сказать, что шампанское тоже является алкогольным напитком, а детям алкоголь употреблять нельзя)

  1. Ваша дочь встречается с молодым человеком, который часто употребляет пиво. Какими будут ваши действия?

Советы классного руководителя: (Попросить дочь собрать информацию о вреде пива и поделиться ею с молодым человеком)

Классный руководитель: Мы рассмотрели несколько примеров, как реагировать, если ваши подозрения подтвердились, и вы убедились, что ваш ребенок употребляет алкогольные напитки. Думаю, что в таких ситуациях вам поможет Памятка для родителей (Приложение 2)

Решение родительского собрания:

  1. Научить ребёнка регулировать своё состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счёт разных источников, не разрушающих его физическое и психическое здоровье.
  2. Родителям дать первые знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его частого употребления.
  3. Воспитывать у детей с самого раннего возраста отрицательное отношение к употреблению алкогольных напитков.
  4. Вести контроль со стороны родителей за проведением свободного времени ребенком, повышать мотивацию к учебе, интересоваться личной жизнью подростка.
  5. Быть в тесном контакте со школой в вопросах воспитания детей.

А.Н. Маюров «Антиалкогольное воспитание», М., «Просвещение», 1987 г.

Н.А. Касаткина «Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе», Волгоград, «Учитель», 2003 г.

А.В. Давыдова «Классные часы-8 класс», М., «Вако», 2010г.

Е.А. Воронова «Здоровый образ жизни в современной школе», Ростов-на Дону, «Феникс», 2007 г.

Собрание подготовила и провела Магина Людмила Геннадьевна.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «Алкоголизм — повод, причина

РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «Алкоголизм — повод, причина. и последствия»

с. Курсавка 2013 год

Авторы: Батнасунов С. Ш., преподаватель спецдисциплин и Батнасунова A.M., мастер производственного обучения

Рассмотрена и рекомендована к применению на заседании методического совета ГБОУ СПО КРК «Интеграл»

Протокол №________ от __________ 201______г.

357070 Ставропольский край,

с.Курсавка, ул. Титова, 15

тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Родительское собрание — это эффективная форма одновременной взаимодействия с коллективом родителей всей группы. Но часто можно наблюдать такую картину, когда на родительском собрании в группе присутствуют 5-6 родителей с тревожно-отсутствующим взглядом, которые обреченно ждут своей участи, я педагог с удовольствием констатирует негативные факты из жизни коллектива. Это приводит к тому, что уже в начальной школе родители испытывают чувство тревожного ожидания перед посещением родительского собрания, а на средней ступени обучения просто перестают на него ходить.

Как сделать так, чтобы собрание было родителям интересно и полезно носило познавательный и просвещенческий характер? Этого можно достигнуть, если уже с самого начать работу с группой педагог будет формировать традиции проведения родительских собраний, о которых уже упоминалось выше.

Традиции подготовки и проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными. Они должны способствовать формировании культуры быть родителем, развивать интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать различные ситуации в воспитании собственных детей.

Хорошей традицией родительских собраний в колледже являете; оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному типографский вариант, руками самих студентов, с помощью родительской комитета. Главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи. В приглашении всегда полностью указывается имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, примерные временные рамки собрания, контактный номер телефона, по которому можно позвонить и узнать информацию о собрании. Прочитав эти строки, кто-то может сказать, что подготовка такого приглашения отнимет много времени. Однако имение такой подход к организации системы в работе с родителями поможет формировать уважение к профессиональной деятельности педагога подчеркнет значимость встреч мастера с родителями, будет стимулировать их интерес к колледжу и культуру родительского взаимодействия друг с другом.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Сценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога Мастер производственного обучения лучше знает родителей его группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов.

1. Анализ учебных достижений студентов группы. В этой части родительского собрания мастер производственного обучения знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности группы, с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить с повышенной тревожности родителей и. передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Мастер производственного обучения делится наблюдениями о поведении ребят и значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид студентов и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию колледжа, как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного студента, тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление проступков студента.

3. Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогический компетентности родителей — одна из важнейших задач работы и сотрудничества мастера производственного обучения. Следует предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, групповые вечера, приобретение учебных пособий и т.д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. Отметим, что финансовые проблемы лучшее всего заранее обсудить с родительским комитетом.

5 Личные беседы с родителями. На этом этапе особое внимание следует обратить на тех родителей, дети которых имеют проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний. Задача мастера производственного обучения — стремиться обеспечить им чувство безопасности, дав понять, что их здесь не осуждают, а стремятся помочь.

Очень эффективна тактика присоединения «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании.

Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию. Разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом дальнейших размышлений.

Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации колледжа и коллег- педагогов. Советы психологов:

1. Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

2. Отведите на проведение собрания не более: 1,5 часов.

3. Самый приятный звук для человека _ его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей

4. Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

5. Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

6. Предупредите родителей, что вся информация должна стать достоянием детей.

7. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

8. Дайте понять родителям, что вы хорошо: понимаете, как трудно ребенку учиться.

9. В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

10. Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

11. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

• осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы;

• сравнивать успехи отдельных студентов и разных классов; давать

• негативную оценку всему классу; переоценивать значение отдельных

• предметов; избирать для общения назидательный тон.

Будьте предельно корректны и тактичны!

Тема: «Алкоголизмповод, причина. и последствия»

«Пьянство» и «культура» — вот два понятия, взаимоисключающие друг друга; как лед и огонь, свет и тьма.

Задачи: обратить внимание родителей учащихся на проблему собрания; обсудить с родителями методы борьбы с алкоголизмом; способствовать осознанию родителями важности данной проблемы и влиянию ее на дальнейшую жизнь и судьбу молодых людей; показать родителям отношение старшеклассников к данной проблеме.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения; пагубное влияние алкоголизма; методы борьбы с алкоголизмом.

Подготовительная работа: диагностическое исследование среди старшеклассников (см. приложение); классный час «Исторический экскурс в последствия алкоголя»; алкоголизм в шаржах: конкурс сатирического плаката среди старшеклассников; сочинение-эссе «Мое отношение к пьянству».

Комментарии для учителя. Данное собрание в одиннадцатом классе — еще одно напоминание родителям о том, что их дети выросли и совсем скоро они выйдут из стен школы, которая их направляла, контролировала дела и поступки, учебу и сферу взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В ходе собрания классный руководитель попытается еще раз напомнить родителям о том, что они должны обратить самое серьезное внимание на подготовку своего ребенка к взрослой жизни. В первую очередь, эта подготовка подразумевает умение юноши и девушки сказать «нет» в ситуации, требующей от них принятия решений. Одной из таких серьезных проблем является проблема алкоголизма, подготовку к которой зачастую начинает именно семья.

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Наше собрание мы посвятим проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека.

Возможно, кто-то из вас скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что алкоголизм не щадит никого, он, как спрут, поражает человека всего без остатка.

П. Анализ сочинений-эссе «О пьянстве»

«Мой отец пьет. Об этом не знает никто в нашем доме и даже в нашем подъезде. Об этом знаем мы, его семья: мама, мой брат и я. Если бы мы имели возможность уйти, уехать, убежать, мы бы давно это сделали. Нонам очень жаль маму. Мы с братом видим, как ей тяжело сидеть погибающего отца, но сделать мы ничего не можем.

Отец — очень хороший человек, его работа ответственна. На работе его все очень любят и уважают, но когда он приходит домой, то первым делом он пьет. Он пьет, когда ест, когда смотрит телевизор. Потом засыпает, а, просыпаясь, опять пьет. И так всю ночь.

Утром он долго моется, приводит себя в порядок и идет на работу. Невозможно смотреть в его больные виноватые глаза, в груди растет нена­висть, которая, перемешиваясь с жалостью, требует выхода.

Я ненавижу вечера в своем доме, я ненавижу людей, которые позволя­ют себе перестать быть людьми. »

III.Анализ диагностического исследования

IV.Исторический экскурс в проблему. Цифры и факты

(Оформляется в виде плаката, который вывешивается на доске.) Впервые в России водка появляется в 1432 г. Ее привезли купцы из Италии.

В1552 г. в России при Иване Грозном был открыт первый кабак.

В 1652 г. были введены ограничения на продажу спиртного в России.

В185 7 г. по всей России прокатились трезвые бунты, спиртное не про­давалось в выходные и праздничные дни.

В 1914 г. царское правительство ввело сухой закон на время первой мировой войны. Это привело к следующим результатам: прогулы сокра­тились на 47%, производительность труда выросла на 17%, преступность сократилась в два раза.

В 1980 г. на душу населения в России выпускалось 108 литров алкоголя, что превышало средний мировой уровень в 2,5 раза,

В 1983 г, выпускалось 30 литров в год на человека, с учетом детей и стариков. В последние годы активного принятия алкоголя значительно выросло количество дебильных и умственно отсталых детей. В 2,5 раза увеличилось количество детских домов, в которых живут дети при живы> родителях.

V.Обсуждение дискуссионных вопросов по теме собрания

Вопросы готовятся заранее, к их подготовке могут быть подключены учащиеся. Вопросы могут быть обсуждены со специалистами заранее. Ответы можно записать на видео.

1. Могут ли говорить о том, что употреблять спиртное нельзя, людям, которые сами регулярно употребляют спиртные напитки?

2. Можно ли оскорблениями решить проблему алкоголизма?

3. Где можно получить помощь в борьбе с алкоголизмом?

4. Может ли церковь помочь в борьбе с пьянством?

5. Какие общественные организации помогают бороться с пьянством?

6. Что можно считать пьянством, а что — нет?

7. Можно ли выпившего человека выгонять из дома или не пускать его в дом?

8. Как нужно веста себя с подростком, который пришел домой в не­трезвом виде?

9. Что делать, если подросток говорит, что так поступают вместе, с кем он дружит?

10. Как поступить, если сын или дочь просят на свой день рождения купить им спиртное, так как им нужно угостить своих друзей?

VI.Ознакомление с положительным опытом воспитания детей по проблеме собрания

Родители с положительным примером воспитания детей в семье делятся своим опытом, мнением.

VII.Презентация сатирических плакатов

Собрание 2. «АЛКОГОЛИЗМ — повод, причина. и последствия» Анкетирование обучающихся «Я и алкоголь»

1. Помнишь ли ты, в каком возрасте впервые попробовал алкогольный напиток?

2. Какой это был алкогольный напиток?

3. Кто тебе его предложил?

4. Как ты отнесся к этому предложению?

5. Как часто ты употребляешь спиртные напитки?

6. Что может послужить поводом для принятия спиртных напитков?

7. Ты их покупаешь сам или тебя угощают?

8. Какие ощущения у тебя возникают, когда ты пьешь спиртное?

9. Ругают ли тебя за употребление спиртных напитков родители?

10. Как ты реагируешь на их ругань?

11. Предлагают ли тебе твои родные спиртные напитки?

12. Ты отказываешься или пьешь вместе с ними?

13. Сколько ты можешь выпить за один раз?

14. Тянет ли тебя к употреблению спиртных напитков?

Диагностика 1

1. Наш сын /дочь принимает спиртные напитки:

2. Мы как родители:

а) пытаемся с этим бороться;

б) не видим ничего страшного, если сын/ дочь иногда принимают спиртное;

в) не обращаем внимания, надеемся, что все пройдет само собой.

3. В нашей семье мы употребляем спиртное:

б) по праздникам;

г) когда и этом есть необходимость.

4. Друзья нашего сына /дочери:

а) не пьют спиртное совсем;

б) пьют только легкое спиртное;

в) пьют достаточно часто;

г) не могут обойтись без спиртного.

5. Мы считаем, что в семье:

а) можно обойтись без употребления спиртных напитков;

б) нельзя обойтись без употребления спиртных напитков;

в) все зависит от ситуации;

г) можно, но только по большим праздникам.

Обучающиеся получают список поводов для принятия спиртных напитков, расставляют их по степени значимости в собственной семье.

• Красные даты календаря.

• Приход знакомых и соседей.

• Неприятности на работе.

• Повышение по службе.

1. Воронов В. Разнообразные формы воспитательной работы. Воспитание школьников, 2001 г., № 6.

2. Высоцкий В.В. Стихотворения. — Екатеринбург, — 2004 г.

3. Маленкова А.Н. Воспитание в современной школе. М., 1999 г .

4. Составители: А.Н.Борисов, М.Г. Новак. Энциклопедия для юношей. — СПБ, 2006 г.

5. Титова Е.В. Если знать как действовать: разговор о методике воспитания М, 2003 г.

6. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. — М, 1991 г.

Источники: http://nenuda.ru/родительское-собрание-алкоголизм-и-его-последствия.html, http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2012/09/14/roditelskoe-sobranie-pagubnoe-vliyanie-alkogolya, http://studopedia.ru/19_188220_termIni-zberIgannya-prosterilIzovanih-virobIv-medichnogo-priznachennya.html

Алкоголизм и его последствия родительское собрание: 19 комментариев

  1. megan92 ()   2 недели назад
    А у кого-нибудь получилось избавить мужа от алкоголизма? Мой пьет не просыхая не знаю уже что делать(( думала развестись, но ребенка не хочется без отца оставлять, да и мужа жалко, так-то он отличный человек, когда не пьет
  2. Дарья ()   2 недели назад
    Я столько всего уже перепробовала и только прочитав эту статью, у меня получилось отучить мужа от спиртного, теперь вообще не пьет, даже по праздникам.
  3. megan92 ()   13 дней назад
    Дарья, киньте ссылку на статью!
    P.S. Я тоже из города
    ))
  4. Дарья ()   12 дней назад
    megan92, так я же в первом своем комментарии написала) Продублирую на всякий случай - ссылка на статью.
  5. Соня 10 дней назад
    А это не развод? Почему в Интернете продают?
  6. юлек26 (Тверь)   10 дней назад
    Соня, вы в какой стране живете? В интернете продают, потому-что магазины и аптеки ставят свою наценку зверскую. К тому-же оплата только после получения, то есть сначала посмотрели, проверили и только потом заплатили. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды до телевизоров и мебели.
  7. Ответ Редакции 10 дней назад
    Соня, здравствуйте. Данный препарат для лечения алкогольной зависимости действительно не реализуется через аптечную сеть и розничные магазины во избежание завышенной цены. На сегодняшний день заказать можно только на официальном сайте. Будьте здоровы!
  8. Соня 10 дней назад
    Извиняюсь, не заметила сначала информацию про наложенный платеж. Тогда все в порядке точно, если оплата при получении.
  9. Margo (Ульяновск)   8 дней назад
    А кто-нибудь пробовал народные методы, чтобы избавиться от алкоголизма? Отец пьет, никак не могу повлиять на него((
  10. Андрей ()   Неделю назад
    Каких только народных средств не пробовал, тесть как пил, так и пьет
  11. Екатерина Неделю назад
    Пробовала поить мужа отваром из лаврового листа (сказала что для сердца полезно), так он уже через час ушел с мужиками бухать. Не верю я больше в эти народные методы...
  12. Мария 5 дней назад
    Недавно смотрела передачу по первому каналу, там тоже про этот Alcolock говорили. Елена Малышева рекомендовала для лечения алкоголизма. Заказала, капаю своему по несколько капель в еду, он даже не знает об этом. Вчера, смотрю, пива купил себе, ну все думаю, не помогло, так он даже глотка не сделал, только понюхал и тут же рот полоскать побежал. Не понимает, что с ним происходит))
  13. Елена (врач нарколог) 6 дней назад
    Действительно, Alcolock показывает очень хорошие результаты. Основное премущество в том, что желание пациента избавиться от зависимости вовсе не нужно. Просто добавили пару капель в еду, и его уже воротит от спиртных напитков.
  14. александра (Сыктывкар)   5 дней назад
    Хорошее средство, свою цену полностью оправдывает. Аналогов я не встречала.
  15. Максим 4 дня назад
    А кодировать пробовал кто-нибудь пробовал пьющих?
  16. Татьяна (Екатеринбург)   Позавчера
    Угу, папу закодировали, 2 месяца держался, не пил. А потом сорвался, так напился, что скорую вызывали, кое-как откачали
  17. Елена (врач нарколог) Вчера
    Татьяна, кодирование это прошлый век, сейчас уже во всю используют Alcolock и к врачам ходить не нужно!
  18. Михаил (Москва)   Сегодня
    тоже помог Alcolock (заказывал по совету выше), должно сработать, попробуй
  19. Виктория Сегодня
    Вот здорово! Нужно заказывать, а то намучалась уже я со своим мужем, чего только не пробовала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 4 =