Алкоголизм наркомания и токсикомания у подростков

Подростковая токсикомания, наркомания и алкоголизм

Одной из форм деструктивного поведения, то есть причиняющего вред человеку и обществу, является аддиктивное поведение, выражающееся в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается фармакологическими (прием веществ, воздействующих на психику) и нефармакологическими способами (участие в азартных играх и др.).

Становление аддиктивного поведения (от англ. addiction — пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом можно выделить три стадии:

Первая стадия — формирование и прогрессирование психической зависимости, при которой перерыв в употреблении приводит к психическому дискомфорту, подавленности, тревоге, дисфории с резким обострением влечения к употребляемому веществу.

Вторая стадия — формирование физической зависимости при употреблении одних веществ (алкоголь, опиоиды, некоторые стимуляторы) и углублением психической зависимости при употреблении других (кокаин, марихуана).

Переход к третьей стадии — падение толерантности, выраженный органический дефект личности с чертами слабоумия, абстинентные психозы, глубокая социальная деградация.

Токсикомания. Для получения наркотического опьянения подростки токсикоманы используют дешёвые и легкодоступные средства бытовой химии, растворители, нитрокраски, синтетические клеи, средства для выведения пятен. Наркотическое опьянение возникает уже после нескольких вдыханий любого из приведенных выше средств. Каждому подростку требуется своя доза (количество вдыханий) для наступления одурманивающего эффекта. Всё зависит от используемого средства, задержки дыхания, глубины вдоха.

В наркотическом опьянении от вдыхания психоактивных средств выделяют 3 фазы:

Первая фаза имеет сходство с алкогольным опьянением. Возникает подъём настроения, появляется приятный шум в голове. Ощущается теплота и расслабление во всём теле. Пробудить опьяневшего в этой фазе достаточно легко. Если вдыхания продолжаются, то наступает вторая фаза опьянения;

Вторая фаза наркотического опьянения — это фаза беспечности и лёгкости. Эта фаза характеризуется очень весёлым состоянием, возникает желание петь и смеяться. Многие ограничиваются данной фазой опьянения из-за страха ухудшить состояние;

При продолжении вдыхания наступает третья фаза опьянения, для которой характерны красочные слуховые и зрительные галлюцинации («мультики»). В данной фазе наркотическое опьянение может длиться около 2 часов. После выхода из наркотического опьянения появляется сильная вялость и утомление, происходит угнетение психических функций.

Воздействие на организм подростка токсического соединения проходит в несколько стадий. После нескольких вдохов начинается боль и жжение в глазах, головокружение и слабость. Случается, что этим и ограничивается желание подростка нюхать токсические вещества. После следующих нескольких вдохов подростка накрывает эйфория, во время которой весь дискомфорт улетучивается, а настроение повышается. После следующих вдохов подросток перестает ориентироваться в окружающем пространстве. Следующие признаки токсикомании — это приятные галлюцинации.

Наркомания. Наркотическая зависимость может появиться даже после однократного приема наркотиков — этим и страшна наркомания. Первые признаки того, что подросток употребляет наркотические вещества, проявляются уже спустя неделю после начала их приема. О том, что губительный механизм запущен в действие, говорят появившиеся проблемы с учебой, конфликты с учителями, родителями и сверстниками, поздние приходы домой, прогулы школьных уроков. Подросток часто отсутствует дома, у него появляются новые, сомнительные знакомые, с которыми он ведет тайне разговоры.

Поведение наркомана также меняется. Подросток становится раздражительным, грубым, у него часто без причины меняется настроение, он стремиться к уединению. Наблюдаются нарушения сна и аппетита.

Существуют также и физические признаки, указывающие на то, что подросток пристрастился к наркотикам:

суженные или расширенные зрачки, независимо от освещения;

медленная и невнятная речь;

нарушение координации движений;

очень бледная кожа;

плохая память и депрессивное состояние.

Алкоголизм. Злоупотребление алкоголем у подростков вызывает самые разнообразные расстройства, в первую очередь это касается эмоциональной и волевой сферы. У них снижается общественная активность, происходит угасание трудовых навыков, страдают здоровое честолюбие, а также нравственные качества. Огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность и внушаемость, — такие вот эмоциональные нарушения выступают на первый план. Подростки начинают проявлять невнимательность, а порой и жестокость к близким людям. В отношениях с прежними друзьями начинает появляться неискренность, холод, замкнутость и недоверчивость. Непринужденность у них появляется только в «своем кругу» себе подобных, к представителям которого они часто проявляют «трогательную» заботливость. Порой они целыми «делегациями» навещают своих товарищей, которые находятся на стационарном лечении от алкогольной зависимости. Они могут очень легко находить общий язык со злоупотребляющими алкоголем лицами, с которыми довольно быстро сближаются.

ОСОБЕННОСТИ НАРКОМАНИЙ И ТОКСИКОМАНИЙ У ПОДРОСТКОВ

Первое знакомство с токсическими веществами и нар­котиками чаще всего происходит в подростковом возрас­те, что объясняется характерологическими особенностями подростков и формами их поведения. В этом возрасте не­редки реакции группирования со сверстниками, эманси­пации, увлечения, протеста.

Для подростков наиболее характерна такая форма упот­ребления наркотиков, как аддиктивное поведение, которое формируется (по В. С. Битенскому) следующим образом: 1-й этап — «поисковый полинаркотизм», когда подрост­ки пробуют в компании различные токсические веще­ства; 2-й этап — выбор того вещества, которое доставляет наибольшее удовольствие; 3-й этап — групповая психичес­кая зависимость, когда желание принимать вещество появ­ляется всякий раз, как только собирается соответствующая компания.

На этой стадии еще не сформирована психическая и физическая зависимость. Впервые подросток пробует ка- кие-то средства чаще всего в компании сверстников, при­том выбираются наиболее доступные и дешевые средства: табак, транквилизаторы, ингалянты, холинолитики, иногда психостимуляторы, марихуана. В последующем подростки либо отказываются от злоупотребления, либо продолжают его, принимая дозы препаратов, превосходящие терапевти­ческие в 3-10 раз. Употребление собственно наркотиков под­ростки обычно начинают с курения препаратов конопли или приема таблеток «экстази». Мотивами употребления психо­активных веществ в этом возрасте является желание изме­нить свое состояние, изведать новые ощущения, побороть скуку, не отстать от товарищей, возможность забыться.

Отказ от дальнейшего употребления психоактивных ве­ществ связан с неприятными ощущениями, ухудшением самочувствия, страхом перед угрозой наказания. У ряда подростков за первыми пробами следуют повторные, при­чем они часто попеременно меняют различные психоактив­ные вещества. Постепенно происходит выбор какого-то одного наркотика или токсического вещества, действие которого для подростка оказывается наиболее приятным. На этом этапе препараты преимущественно принимаются в группах, в компаниях. Скорость формирования наркома­нии при злоупотреблении психоактивными веществами зависит от фармакохимических свойств вещества, регуляр­ности и способов введения. Быстрее всего формируется за­висимость при внутривенном введении препаратов. Одним из факторов риска развития наркомании или токсикомании в подростковом возрасте является наследственная отяго- щенность алкоголизмом и психическими заболеваниями. Имеют значение особенности воспитания — такие подрост­ки обычно воспитываются либо в неполных, либо в небла­гополучных семьях. Подростки с ранним началом наркоти­зации негативно относятся к учебе, у них низкий интеллек­туальный уровень, ограниченность интересов, нестойкость и примитивность увлечений. Наркомании и токсикомании развиваются у подростков с девиантными чертами в пре- морбиде, это чаше всего неустойчивость, патологическая конформность, слабость эмоционально-волевых установок, повышенная внушаемость.

Течение наркоманий и токсикоманий при раннем нача­ле наиболее прогредиентное.

Употребление препаратов конопли в подростковом воз­расте чаще бывает эпизодическим. Подростки курят кустар­но приготовленное сигареты («травка»), реже используют марихуану и гашиш. Острая интоксикация канабиоидами чаще проявляется легкими субклиническими формами: повышение двигательной непродуктивной активности, сме­на настроения от эйфории к страху, разговоры на сексуаль­ные темы. По выходу из состояния опьянения подросток испытывает резкое чувство голода. Тяжелые психотические формы опьянения в подростковом возрасте при употребле­нии канабиоидов казуистичны. При регулярном употребле­нии препаратов конопли довольно быстро развивается со­циальная дезадаптация.

Злоупотребление опиатами, поданным В. С. Битенско- го, чаще наблюдается у подростков с эпилептоидным, неус­тойчивым или циклоидным типом акцентуации личности. Наиболее предпочтителен внутривенный способ введения препарата, кустарно изготовленного из маковой соломки.

Острая интоксикация сопровождается чувством душев­ного комфорта, довольства. Подростки обычно уединяют­ся, погружаясь в мир грезоподобных фантазий. Это состо­яние сопровождается снижением артериального давления, брадикардией, бледностью и сухостью кожных покровов, миозом.

В подростковом возрасте 1-я стадия опийной наркома­нии наблюдается в два раза чаще, чем 2-я стадия, но влече­ние становится неудержимым. В состоянии абстиненции преобладает депрессивно-дисфорическое настроение, пове­дение подростков демонстративно, иногда совершаются псевдосуицидальные поступки с целью приобретения нар­котика или средств на его покупку. Толерантность к нарко­тику растет медленнее, чем у взрослых. Во 2-й стадии опий­ной наркомании появляется физическая зависимость, ме­няется картина опьянения, быстро нарастают соматические нарушения.

Галлюциногены (в основном холинолитические препа­раты — астматол, циклодол, димедрол, атропинсодержа­щие) подростки употребляют эпизодически. В последние годы участились случаи употребления психостимуляторов: эфедрой, первитин, таблетки «экстази», однако наркома­нии вследствие злоупотребления этими веществами у под­ростков встречаются редко. Транквилизаторы подростками принимаются обычно в сочетании с другими веществами (алкоголь, наркотики) в период «первичного поискового полинаркотизма». Сформировавшаяся барбитуратовая нар­комания в подростковом возрасте не встречается.

Алкоголизм наркомания и токсикомания у подростков

Прежде чем перейти непосредственно к проблеме риска аддиктивного поведения в связи с пограничной психической патологией и, соответственно, к вопросам профилактики этого поведения у детей и подростков с психическими нарушениями, нам следует уточнить, о профилактике чего идет речь, так как часто применяемое понятие «злоупотребление психоактивными веществами» в строго клиническом плане ни о чем не говорити, следовательно, не может служить основой для построения адекватной и эффективной системы профилактики. К «злоупотребляющим» относятся и тот, кто однократно выкурил сигарету с марихуаной, и глубокий наркоман с тяжелыми абстиненциями, психозами и слабоумием. С современных клинических позиций и исходя из действующей Международной классификации болезней (МКБ-10), речь должна идти не о злоупотреблении, а об употреблении с различными последствиями. В МКБ-10 понятие злоупотребления относится как раз к веществам, не вызывающим зависимость, то есть не к наркотическим или токсикоманическим веществам. В отношении последних говорится об острой интоксикации (собственно состоянии опьянения), употреблении с вредными последствиями, о состояниях зависимости, абстиненции и о различных психических нарушениях в связи с зависимостью от ПАВ.

Почему все это важно? Потому что если мы занимаемся профилактикой начального употребления ПАВ психически здоровыми детьми и подростками, то есть до стадии первых проб и поиска (того, что собственно и называется в строгом смысле аддиктивным поведением), то это преимущественно социально-педагогическая и частично психологическая проблема. Здесь ведущая роль отводится учреждениям образования и досуга в широком смысле. Если речь идет о профилактике употребления с вредными последствиями, то есть на стадии аддиктивного, поискового поведения, но еще без формирования зависимости, то это уже преимущественно социально-психологическая проблема, которой, помимо указанных выше, должны прежде всего заниматься мультидисциплинарные учреждения типа психолого-медико-педагогических центров. Если же обнаруживаются признаки употребления с вредными последствиями для физического и психического здоровья, то здесь встает задача профилактики состояний зависимости, собственно наркомании и на первый план выходит медико-психологическая помощь в сочетании социально-педагогической коррекцией, что требует координированного взаимодействия психиатрической службы и всех указанных выше учреждений. Таким образом, мы должны отчетливо дифференцировать профилактическую работу в системном организационном плане, в групповом и индивидуально-личностном подходе.

Естественно, когда речь идето детях, на всех этапах профилактической работы в нее должна активно вовлекаться семья, без этого профилактика не может быть эффективной . В профессиональном плане ведущими специалистами в профилактической работе должны быть социальный педагог и семейный психолог/психотерапевт, что на сегодняшний день представляется у нас неразрешимой проблемой в силу известных причин (социальных педагогов мало, и они зачастую плохо обучены, а семейных психотерапевтов просто почти нет). В какой-то мере роль социальных педагогов могут взять на себя специально подготовленные волонтеры, представители общественных организаций, к чему мы вернемся ниже.

Прежде чем охарактеризовать значениепограничной психической патологии в формировании аддиктивного поведения, приведем кратко один типичный конкретный случай.

Студент 1 курса одного из северокавказских вузов. Полгода назад женился по сватовству, под давлением родственников. Вскоре почувствовал снижение настроения, потерю прежних интересов в занятиях, общении, стал плохо спать. Расценил свое состояние как реакцию на неудачную женитьбу, вернулся в дом родителей, но самочувствие не улучшалось. Становился все более мрачным, замкнутым, усиливалась бессонница, снизился аппетит. При этом внешне оставался упорядоченным, хотя практически перестал учиться. По совету одного из приятелей сделал себе инъекцию героина, почувствовал некоторое улучшение душевного состояния. В дальнейшем употребление наркотика становилось все более частым (до 2-3 раз в день), но типичных признаков абстиненции не проявлялось. Был привезен в Москву проживающим здесь старшим братом для антинаркотического лечения.

При обследовании: жалуется на постоянно сниженное настроение, возникающую по вечерам беспричинную тревогу, упорную бессонницу, потерю аппетита. Откровенно рассказывает об употреблении наркотика, хочет лечиться, понимает, что его состояние болезненно, опасается формирования наркотической зависимости.

В данном случае диагностируется очевидное депрессивное состояние пограничного уровня, которое возникло как реакция на нежеланную женитьбу, а затем приняло спонтанный характер, временно и не полностью облегчалось наркотическим опьянением. Что касается стадии употребления наркотика, то в данном случае это употребление с вредными последствиями (по МКБ-10), а если говорить о стадии профилактики, то речь идет о профилактике состояния зависимости.

Как хорошо известно детским и подростковым психиатрам из практики, в большинстве случаев аддиктивное поведение несовершеннолетних возникает в связи с потребностью компенсировать душевный дискомфорт, возникший как проявление психического расстройства пограничного уровня, а также в связи с девиантным поведением как симптомом такой патологии (мы не можем здесь привести статистику, поскольку не встретили ее в литературе). Совсем не обязательно такие дети имеют врожденные аномалии характера, тем более что до формирования зрелой личности принято говорить лишь о предпосылках к подобным аномалиям. В основной массе группу риска по аддиктивному поведению составляют дети с эмоциональными нарушениями различной природы, в том числе связанными с переживанием острых или хронических психотравмирующих воздействий, дети с тяжелым протеканием возрастных кризовых периодов (с так называемым патологически протекающим пубертатным кризом), дети с различными невротическими расстройствами, вызванными неблагоприятной ситуацией в семье, школе, коллективе сверстников, негативными макросоциальными воздействиями (война, миграция, экологические катастрофы и т. п.), дети с той или иной формой недостаточности психического развития, наконец, дети с начальными мягкими, слабо выраженными проявлениями собственно психических заболеваний. Именно такие подростки составляют большинство пубертатной популяции, страдающей пограничными психическими нарушениями, но именно для них в современной отечественной системе организации психолого-психиатрической помощи нет надлежащего места. Если такие подростки не получат своевременную квалифицированную помощь психотерапевта, психиатра, если их семья не получит поддержки социального педагога и семейного психотерапевта, то все наши усилия по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков окажутся недостаточно эффективными.

Какой здесь может быть роль волонтера, представителя общественной организации? Ясно, что он не в состоянии и не должен подменять квалифицированного специалиста – психиатра, психотерапевта, психолога, педагога, но будучи наиболее близок к детско-подростковой среде, пользующийся в ней доверием и авторитетом, может способствовать разрушению того социально-психологического барьера, который существует в сознании многих подростков и родителей и препятствует своевременному обращению к специалистам. Неоправданный страх перед вторжением в душевную жизнь, искаженное представление о социальных последствиях специализированной психиатрической, психотерапевтической помощи (в частности, страх социальной дискриминации семьи и ребенка, у которого возникло пристрастие к ПАВ), закрытость российской семьи, боящейся обнаружить свою внутреннюю дисгармоничность, межличностную конфликтность, наконец, просто низкая информированность населения о целесообразности, возможностях и способах получения социально-психологической и психотерапевтической помощи – вот одно из полей воздействия для волонтеров, взявших на себя задачу способствовать профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков. В целом, как уже говорилось, волонтер может в определенной мере играть роль социального педагога. Естественно, чтобы действовать на этом поле целесообразно, с предельной деликатностью, с четким пониманием своих возможностей, границ компетенции, нужно обладать необходимым минимумом знаний в области детско-подростковой психологии, психиатрии, организации специализированной помощи, ее правовых основ, а также навыками психотерапевтического контакта. Все это требует специального обучения, тренинга, опыта. Одним из вариантов такого обучения и является представленный курс обучения основам детской социальной психиатрии.

Мы принципиально не излагаем в наших лекциях собственно терапию при психических расстройствах. Однако здесь кратко охарактеризуем наиболее агрессивно рекламируемые методы, поскольку, как показывает общение со многими детскими специалистами, им все чаще приходится отвечать на вопросы родителей по поводу лечения наркомании у детей.

Кодирование — формирование условно-рефлекторного страха перед употреблением ПАВ. Суть метода состоит в том, что пациенту внушается, что он подвергнется воздействию, после которого в течение определенного срока употребление ПАВ грозит ему гибелью. Применяются самые разнообразные процедуры и вещества, суть не в них, а в общей обстановке процедуры; при этом применяемые вещества абсолютно безвредны и нейтральны и никакого отношения к тому или иному ПАВ не имеют (введение в вену никотиновой кислоты, опрыскивание заднепроходного отверстия хлорэтилом и т. д. – в зависимости от возможностей и пристрастий психотерапевта). Необходимым условием кодирования является полное более или менее длительное воздержание от ПАВ (до исчезновения признаков абстиненции) перед применением «кодирования».

По сути метод кодирования является суррогатом психотерапии и малоэффективен, хотя у некоторых пациентов с определенной личностной структурой, с глубокой установкой на излечение, с благоприятным социальным окружением может быть результативным. По истечении срока «кодирования», как правило, употребление ПАВ возобновляется, нередко в еще более тяжелой форме, чем ранее.

Программа «Детокс». Применяется при лечении опиоидной наркомании. Суть программы заключается в быстром (в течение нескольких часов) купировании абстиненции во время наркотического сна, вызываемого препаратами, применяемыми для хирургического наркоза. Одновременно пациенту вводятся опиодные антагонисты (эндорфины), вытесняющие наркотик из нервных клеток и синаптических мембран. Далее вновь вводятся эндорфины, с тем чтобы заблокировать опиоидные рецепторы в головном мозгу и тем самым предотвратить действие наркотика в случае его употребления.

Действительно, какое-то время больной не испытывает наркотического опьянения, принимая наркотик. Однако это не гарантирует полного пожизненного отказа от наркотиков. Сохраняется потребность в переживании состояний наркотического опьянения с проявлениями психологической зависимости, что чаще всего приводит либо к переходу на другой наркотик, либо к возвращению к прежнему спустя некоторое время, если больной не получает длительной целенаправленной психотерапевтической и социотерапевтической помощи. Кроме того, выход из наркотического состояния без переживания абстиненции («ломки») затрудняет дальнейшую психотерапевтическую коррекцию, так как у больного складывается представление о безопасности наркотизации и легкости ее прерывания в любой момент, что часто способствует возобновлению приема наркотика.

Метадоновый метод (заместительная терапия). Метадон – синтетический опиоидный наркотик, применяемый в таблетках. Суть метода заключается в постепенной замене героина метадоном для облегчения абстиненции с последующим снижением дозы метадона вплоть до полной его отмены. Хотя метадон официально в РФ запрещен, он все более широко используется частнопрактикующими наркологами. В последние годы на Западе все шире в аналогичных целях используется препарат бупренорфин как более эффективный и обладающим меньшими побочными эффектами, чем метадон.

Ясно, что для лечения подростков эти препараты ни в коем случае не должны применяться, т. к. их использование целесообразно лишь у тяжелых наркоманов с большим стажем, с тем чтобы сделать употребление ими наркотика более контролируемым и управляемым (больной по сути становится полностью зависим от врача, снабжающего его заместительными средствами).

Метод Маршака. В программе Я. И. Маршака в его центре «Кундала» вывод из абстиненции под наркозом дополняется особым видом последующей психотерапии, использующей йоговские техники, а также широко практикуемой на Западе, особенно в США, программой «12 шагов».

Метод Назаралиева. Этот метод заключается в применении атропиновых ком (введение доз атропина, вызывающих бессознательное состояние), что облегчает переживание абстиненции и снижает влечение к ПАВ. Метод опасен тем, что атропин имеет малую терапевтическую широту (то есть очень невелик разрыв между лечебной и смертельной дозами). Кроме того, применение повторных ком приводит к органическому поражению ЦНС (энцефалопатии). В 50-70-е годы ХХ века атропиновые комы достаточно широко применялись для лечения различных психозов, но затем этот метод в психиатрической клинике практически перестал использоваться, поскольку появилось множество эффективных и достаточно безопасных психотропных препаратов.

После купирования абстиненции проводится курс психотерапии и в заключение вводится препарат, якобы не совместимый с наркотиком, то есть метод дополняется эффектом “кодирования”.

В заключение следует сказать, что лечение наркомании в негосударственных учреждениях требует от родителей подростка громадных финансовых жертв. С другой стороны, отечественное государственное здравоохранение, к несчастью, совершенно не соответствует современным потребностям в области детско-подростковой наркомании. Тем не менее следует знать, что ни один из используемых в мировой практике методов не дает более 8-10% (в лучшем случае) эффекта в виде воздержания от наркотика до 1 года. В принципе любое лечение наркомании (и алкоголизма) заключается в купировании абстиненции (а также выведении из психоза) и последующей целенаправленной, долгосрочной психо- и социотерапии. Последнее широко варьируется различными врачами и клиниками, но результат таков, как сказано выше. Следовательно, необходимо все силы и средства направлять на профилактику наркомании.

1. А. Е. Личко. Подростковая психиатрия. – Л.: Медицина. – 1985.

2. В. В. Ковалев. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина. – 1995.

3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. Изд. 2-е. – М., СПб, — Нижний Новгород — Воронеж — Ростов-на-Дону — Екатеринбург – Самара — Новосибирск – Киев — Харьков — Минск.: Питер. — 2004.

Источники: http://studwood.ru/2051963/bzhd/podrostkovaya_toksikomaniya_narkomaniya_alkogolizm, http://bib.social/narkologiya_1008/osobennosti-narkomaniy-toksikomaniy-98250.html, http://studfiles.net/preview/6177721/page:7/

Алкоголизм наркомания и токсикомания у подростков: 19 комментариев

  1. megan92 ()   2 недели назад
    А у кого-нибудь получилось избавить мужа от алкоголизма? Мой пьет не просыхая не знаю уже что делать(( думала развестись, но ребенка не хочется без отца оставлять, да и мужа жалко, так-то он отличный человек, когда не пьет
  2. Дарья ()   2 недели назад
    Я столько всего уже перепробовала и только прочитав эту статью, у меня получилось отучить мужа от спиртного, теперь вообще не пьет, даже по праздникам.
  3. megan92 ()   13 дней назад
    Дарья, киньте ссылку на статью!
    P.S. Я тоже из города
    ))
  4. Дарья ()   12 дней назад
    megan92, так я же в первом своем комментарии написала) Продублирую на всякий случай - ссылка на статью.
  5. Соня 10 дней назад
    А это не развод? Почему в Интернете продают?
  6. юлек26 (Тверь)   10 дней назад
    Соня, вы в какой стране живете? В интернете продают, потому-что магазины и аптеки ставят свою наценку зверскую. К тому-же оплата только после получения, то есть сначала посмотрели, проверили и только потом заплатили. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды до телевизоров и мебели.
  7. Ответ Редакции 10 дней назад
    Соня, здравствуйте. Данный препарат для лечения алкогольной зависимости действительно не реализуется через аптечную сеть и розничные магазины во избежание завышенной цены. На сегодняшний день заказать можно только на официальном сайте. Будьте здоровы!
  8. Соня 10 дней назад
    Извиняюсь, не заметила сначала информацию про наложенный платеж. Тогда все в порядке точно, если оплата при получении.
  9. Margo (Ульяновск)   8 дней назад
    А кто-нибудь пробовал народные методы, чтобы избавиться от алкоголизма? Отец пьет, никак не могу повлиять на него((
  10. Андрей ()   Неделю назад
    Каких только народных средств не пробовал, тесть как пил, так и пьет
  11. Екатерина Неделю назад
    Пробовала поить мужа отваром из лаврового листа (сказала что для сердца полезно), так он уже через час ушел с мужиками бухать. Не верю я больше в эти народные методы...
  12. Мария 5 дней назад
    Недавно смотрела передачу по первому каналу, там тоже про этот Alcolock говорили. Елена Малышева рекомендовала для лечения алкоголизма. Заказала, капаю своему по несколько капель в еду, он даже не знает об этом. Вчера, смотрю, пива купил себе, ну все думаю, не помогло, так он даже глотка не сделал, только понюхал и тут же рот полоскать побежал. Не понимает, что с ним происходит))
  13. Елена (врач нарколог) 6 дней назад
    Действительно, Alcolock показывает очень хорошие результаты. Основное премущество в том, что желание пациента избавиться от зависимости вовсе не нужно. Просто добавили пару капель в еду, и его уже воротит от спиртных напитков.
  14. александра (Сыктывкар)   5 дней назад
    Хорошее средство, свою цену полностью оправдывает. Аналогов я не встречала.
  15. Максим 4 дня назад
    А кодировать пробовал кто-нибудь пробовал пьющих?
  16. Татьяна (Екатеринбург)   Позавчера
    Угу, папу закодировали, 2 месяца держался, не пил. А потом сорвался, так напился, что скорую вызывали, кое-как откачали
  17. Елена (врач нарколог) Вчера
    Татьяна, кодирование это прошлый век, сейчас уже во всю используют Alcolock и к врачам ходить не нужно!
  18. Михаил (Москва)   Сегодня
    тоже помог Alcolock (заказывал по совету выше), должно сработать, попробуй
  19. Виктория Сегодня
    Вот здорово! Нужно заказывать, а то намучалась уже я со своим мужем, чего только не пробовала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × два =