Алкоголизм общественная палата рабочая группа

Заседание рабочей группы для проработки вопроса необходимости повышения возрастного ценза при продаже алкоголя

6 декабря в Общественной палате Республики Татарстан состоялась рабочая встреча организаторов федерального проекта «Трезвая Россия» с представителями общественности и государственных органов Татарстана.

Встреча прошла в формате круглого стола. От «Трезвой России» присутствовали руководитель экспертно-аналитического центра Ленар Тимирханов и координатор по РТ Айрат Шайдуллин.

Федеральный проект возглавляет Султан Хамзаев, член Общественной палаты Российской Федерации, активный сторонник и организатор многих общероссийских мероприятий по трезвому и здоровому образу жизни.

Модератором встречи выступила руководитель аппарата Общественной палаты РТ Зульфия Сафина. На встречу были приглашены: эксперт, председатель рабочей группы по противодействию наркомании и алкоголизму при Общественной палате РТ, председатель Казанского епархиального общества «ТРЕЗВЕНИЕ» Владислав Юферов; члены профильной рабочей группы Общественной палаты РТ- эксперт, зав. кафедрой психотерапии и наркологии КГМА, профессор Анатолий Карпов; эксперт, руководитель координационного научно-методического совета Минобразования РТ Вера Герасимова; эксперт Общественной палаты РТ, председатель правления Антикризисного центра «Стратег» Борис Королев; главный советник Управления по связям с общественностью при Аппарате Президента РТ Марина Лукашина, а также представители «Татмедиа», Министерства молодежи РТ, Министерства здравоохранения РТ, Госалкогольрегулирования, Прокуратуры, МВД по РТ, «Росгвардии» и др.

Представители «Трезвой России» рассказали о целях и задачах федерального проекта, поделились, как они осуществляют работу в регионах, о системной аналитической работе по составлению рейтингов трезвости регионов и выступили с предложением рассмотреть возможность подготовки проекта нового «Закона 21» – по укреплению и сохранению здоровья молодежи, направленного на законодательное увеличение возраста продажи алкоголя в Российской Федерации покупателям с 21 года.

Все выступившие на заседании представители министерств, ведомств, Общественной палаты РТ отметили, что важность развития трезвенной работы по-прежнему остается актуальной и ее необходимо активно продолжать, к чему призывают Президент Российской Федерации Владимир Путин, руководитель Республики Татарстан Рустам Минниханов, руководители всех регионов страны.

Было отмечено, что запретительные меры должны действовать строго в соответствии с законодательством и направлены на реальное снижение вреда от злоупотребления психо-активными веществами с учетом социальной ситуации.

Председатель профильной рабочей группы по противодействию наркомании и алкоголизму Владислав Юферов рассказал, что Общественная палата Республики Татарстан работает в этом направлении с 2010 года. Он особо подчеркнул, что проблема в целом является био-психо-социо-духовной, для ее решения необходимо объединение всех сил государства и общества на законодательном, образовательном, научном, культурном, оздоровительном, спортивном, информационном, воспитательном и духовно-нравственных направлениях.

На заседании были озвучены поздравления всем сотрудникам наркоконтроля МВД РФ, которые в этот день, 6 декабря отмечают свой профессиональный праздник. Управление наркоконтроля МВД по РТ активно работает по пресечению преступности в профильной сфере и взаимодействие с ним очень важно для противодействия наркомании и алкоголизму.

Итогом встречи явилась договоренность о развитии совместной работы федерального проекта «Трезвая Россия» и Общественной палаты Республики Татарстан в деле противодействия наркомании, алкоголизму и табакокурению. Консультации, сотрудничество, рабочие мероприятия будут продолжены.

Общественная палата о проблеме алкоголизма

Общественная палата о проблеме алкоголизма

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Доклад утвержден Советом Общественной палаты Российской Федерации 13 мая 2009 года Москва, 2009

ВВЕДЕНИЕ. ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПРОБЛЕМЫ

1. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ПОСЛЕДСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЕМ В РОССИИ

1.1. Злоупотребление алкоголем – причина катастрофически высокого уровня смертности в России

1.2. Деградация социальной и духовно-нравственной среды вследствие злоупотребления алкоголем

1.3. Экономические потери России от злоупотребления населения алкоголем

2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ АЛКОГОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РОССИИ И

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МИФЫ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Причины злоупотребления алкоголем в России

2.2. Социальные корреляты злоупотребления алкоголем и связанной с ним смертности

2.3. Мифы об алкоголе, препятствующие эффективному решению алкогольных проблем России

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

3.1. Приоритет здоровья и предотвращение социальных проблем в государственной алкогольной политике

3.2. Ценовое регулирование

3.3. Борьба с нелегальным алкоголем

3.4. Ограничение физической доступности алкогольных напитков

3.5. Государственная монополия на розничную продажу алкогольных напитков

3.6. Совершенствование систем профилактики, лечения и реабилитации

3.7. Мониторинг производства, потребления алкоголя, связанных с алкоголем смертности и проблем

3.8. Информационно-разъяснительные мероприятия, направляемые и координируемые государством

3.9. Оценка демографической эффективности предлагаемых мер

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИЗ ВТОРОГО ДОКЛАДА КОМИТЕТА ЭКСПЕРТОВ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С ПОТРЕБЛЕНИЕМ АЛКОГОЛЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИЧИНЫ НАКОПЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ДЕМОГРАФИИ И ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД 1946 – 2007 ГГ., ТРЕБУЮЩИХ РЕШЕНИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. О НЕОБХОДИМОСТИ УСКОРЕННОГО ВНЕДРЕНИЯ МЕР ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СКАНДИНАВСКОГО ТИПА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВОРАЧИВАЮЩЕГОСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Смертность и потери продолжительности жизни. Алкоголь – главный фактор катастрофической убыли населения России. В современной России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона (!) человек ежегодно. Каждая четвертая смерть в России прямо или косвенно связана с алкоголем – около 30% смертности среди мужчин и 15% среди женщин. Алкогольная смертность включает не только случайные отравления алкоголем, но и 2/3 смертей от несчастных случаев и насилия, 1/4 смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и многое другое 1 .

Злоупотребление алкоголем – главная причина того, что продолжительность жизни среди мужчин в России ниже, чем в десятках несравненно более бедных стран, таких как Йемен, Бангладеш, Мавритания, Гондурас, Таджикистан, Сенегал. Продолжительность жизни мужчин за последние десятилетия ни разу не достигала уровня 1964 года, когда она, единственный раз за всю историю России, превысила 65 лет 2 . При нынешнем уровне смертности лишь 42% двадцатилетних мужчин имеют шанс дожить до шестидесяти 3 . Особенно высокая смертность у молодого поколения мужчин от 15 до 30 лет – в 3,5 раза выше, чем у женщин в этом возрасте 4 .

Разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин в России самый высокий в мире – 14 лет. Для сравнения, смертность заключенных приблизительно в три раза ниже таковой среди мужчин тех же возрастов на воле. У двух третей умерших в трудоспособном возрасте россиян посмертное вскрытие обнаруживает повышенное содержание алкоголя в крови.

Убийства и самоубийства. По данным пресс-службы МВД, около 80% убийц в России нетрезвы в момент убийства. Такое же состояние выявляется и у около 40% самоубийц.

Оставленные дети. Россия занимает первое место в мире по количеству брошенных детей. Алкоголизм – наиболее распространенная причина оставления детей и лишения материнских прав в РФ. По данным исследований, почти у половины воспитанников детских домов в России наблюдаются признаки алкогольного синдрома плода.

Дорожно-транспортные происшествия. Более 60% смертельно травмированных в ДТП в России погибают с повышенным содержанием алкоголя в крови. При этом официальная статистика по водителям, задержанным в состоянии алкогольного опьянения занижается на порядок.

Разводы. Катастрофически высокий уровень алкогольных проблем в России ведет и к катастрофически высокой разводимости – по этому показателю Россия находится на втором месте в мире.

Алкоголизация детей – более 80% подростков потребляют алкогольные напитки. Возраст приобщения к алкоголю по сравнению с советским периодом снизился с 17 до 14 лет. По данным Роспотребнадзора в России треть несовершеннолетних юношей и девушек выпивают ежедневно. Между тем, доказано, что раннее приобщение к алкоголю увеличивает в 5–6 раз риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.

1 Немцов А. В., Терехин А. Т. Размеры и диагностический состав алкогольной смертности в России // Наркология. 2007. № 12.

2 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, 2008, с. 55.

3 Аналитическая записка подготовлена Д. Леоном (руководитель отделения неинфекционных заболеваний Школы гигиены и тропической медицины Лондонского университета) по заказу Общественного совета Центрального федерального округа.

4 Росстат, 2007 г.

Экономические потери составляют не менее одного триллиона 700 миллиардов рублей в год. Они связаны с повышенной смертностью, потерей продолжительности здоровой жизни, утратой трудоспособности, со снижением производительности труда, затратами на лечение связанных с алкоголем заболеваний, с социальными выплатами государства инвалидам, сиротам, с ущербом от пожаров, ДТП, с расходами на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

Таким образом, злоупотребление алкоголем – основной фактор демографического и социального кризиса в России, общенациональная угроза на уровне личности, семьи, общества, государства и, следовательно, угроза национальной безопасности.

Мифы, препятствующие решению алкогольных проблем России

Миф о политических рисках мер по защите от алкогольной угрозы.

Существуют опасения, что подобные меры приведут к дестабилизации общества и беспорядкам. Однако опросы показывают, что современное российское общество поддерживает меры, направленные на борьбу со злоупотреблением алкоголем. Согласно опросам, среди проблем, которые волнуют россиян, на втором-третьем местах постоянно выявляется проблема алкоголизма. Так, в июле 2006 г. она волновала 42% опрошенных 5 . Характерно, что опрос ВЦИОМ показал, что 58% респондентов скорее поддержали бы сегодня реализацию программы мер, подобной государственной программе по борьбе с пьянством и алкоголизмом 1985–1987 гг., несмотря на то, что респондентов спрашивали об отношении к ≪так называемой антиалкогольной кампании≫ 6 , а 28% россиян выступают за то, чтобы в России ввели полный запрет на производство и торговлю спиртными напитками 7 .

Миф о качестве алкогольных напитков. Многие россияне уверены, что вред здоровью наносит только прием нелегального или суррогатного алкоголя, ≪некачественной≫, ≪палёной≫ водки. Токсикологические и токсикобиологические исследования потребляемых в России алкогольных суррогатов, самогона, ≪паленой≫ водки, в том числе из технического этилового спирта показали, что это – заблуждение. Главное токсичное вещество во всех этих жидкостях – обыкновенный этиловый спирт, а другие токсичные примеси в российских нелегальных и суррогатных алкогольных напитках присутствуют в незначительных дозах. Продвигаемый алкогольным лобби тезис о разделении алкоголя на ≪плохой≫, некачественный, с которым надо бороться, и ≪хороший≫, качественный, который следует дать населению, не выдерживает критики.

Миф о том, что российские алкогольные проблемы связаны с крайней

бедностью россиян является одним из наиболее опасных, уводящих в сторону от реального решения этих проблем. Существуют десятки стран с более бедным, по сравнению с Россией, населением, с меньшими доходами, более выраженным неравенством и неудовлетворенностью жизнью, где алкогольные проблемы не стоят столь остро. Алкогольное лобби пытается убедить правительство и общественное мнение в том, что российские алкогольные проблемы решатся сами собой по мере роста уровня жизни. Эконометрические исследования показали, что в России рост доходов индивида, при отсутствии целенаправленных мер по ограничению доступности алкоголя, приводит к росту экономической доступности алкоголя и смертности, вызываемой злоупотреблением алкоголем.

5 Проблемы регионов. Интервью по месту жительства 1500 респондентов 15−15 июля 2006 г. (http://bd.fom.ru/report/map/tb062807 ).

6 Вспоминая антиалкогольную кампанию Горбачева // Пресс выпуск ВЦИОМ № 207. Москва, 13 мая 2005 г.

7 Треть россиян выступают за введение сухого закона // NEWSRU.COM, 22 июля 2006 г.

Миф об исторической укорененности пьянства россиян. Объективный анализ надежных фактов доказывает, что миф о вечно ≪пьяной России≫ не имеет под собой никаких исторических оснований 8 .

Историко-медицинские исследования свидетельствуют, что уровень потребления алкоголя большинством населения в России был на протяжении веков, особенно в кризисные, переходные периоды, во много раз меньше, чем сейчас. Наш народ на протяжении столетий всегда был одним из самым трезвых народов Европы. В самые ≪пьяные≫ годы царской России пили в 4-5 раз меньше, чем сейчас. На критически опасный уровень потребление алкоголя вышло относительно недавно – только в 1960-е годы, когда при росте покупательной способности россиян, государство, пользуясь установленным режимом секретности, начало активно поощрять социально опасную политику наращивания потребления алкоголя, направленную на обеспечение политической лояльности населения к режиму и наполнение бюджета ≪пьяными≫ деньгами. Закритический, катастрофический характер потребление приобрело, начиная с 1990-х годов по мере падения реальных цен на алкоголь.

Миф о безвредности слабоалкогольных напитков. Заметная часть россиян, в особенности молодежи, уверена, что слабоалкогольные напитки полностью безвредные. Никаких научных оснований этот миф под собой не имеет, вместе с тем именно с таких напитков в большинстве случаев начинается приобщение к алкоголю.

Причины алкогольных проблем

Россия – один из мировых лидеров по потреблению алкоголя. Потребление алкоголя в России, по данным ВОЗ за 2003 г., составляет 14–15 литров на взрослого, из них 3,5–4,5 литра – незарегистрированное потребление. Это почти в 2 раза превышает уровень, признанный экспертами ВОЗ относительно безопасным (8 литров). По показателю среднедушевого потребления алкоголя Россия в первой пятерке среди всех стран мира 9 .

Самый высокий в мире уровень потребления крепких напитков является ключевой причиной кризиса сверхсмертности, поскольку высокое содержание этанола в относительно малых объемах крепких напитков провоцирует единовременный прием опасно больших доз алкоголя. Есть страны, где потребление алкоголя сопоставимо с российским, но из-за того, что потребляется алкоголь в этих странах в виде натуральных вин или пива, феномена сверхсмертности там не наблюдается. В европейском регионе наблюдается жесткая корреляция между потреблением крепких напитков и продолжительностью жизни мужчин.

Ценовая доступность алкоголя – сейчас на среднюю зарплату россиянина можно купить в несколько раз больший объем алкоголя, чем в советские годы. По расчетам, основанным на российских данных, падение реальной цены и рост доступности водки, спровоцированные стремлением правящих элит избежать политических рисков в период после 1987 г., стали ключевым фактором роста смертности в постсоветской России. На сегодняшний момент этанол в водке для российского потребителя в 4 раза дешевле, чем в пиве, и в 2,6 раза дешевле, чем в вине, что вынуждает население выбирать крепкие напитки.

Круглосуточная доступность – в настоящее время в большинстве населенных пунктов России приобрести алкоголь можно в любое время суток, чего не наблюдается ни в одной цивилизованной стране.

8 Протоиерей Илия Шугаев. Свобода и зависимость. Беседы со старшеклассниками о курении, алкоголизме и наркомании. ИС РПЦ, 2009. – 208 с.

9 Всемирная база данных по алкоголю (http://www.who.int/globalatlas/default.asp).

Шаговая доступность алкоголя – количество торговых точек, продающих крепкие напитки, на 100 тыс. человек в России в 7–10 раз выше, чем в странах Скандинавии. При этом доступность слабоалкогольных напитков в связи с широкой практикой продажи их в киосках в России и культурно близких странах вообще беспрецедентна.

Ошибки государственного регулирования и несовершенство законодательства

– мировым стандартом является придание полномочий основных регуляторов алкогольного рынка министерствам здравоохранения и парламентским комитетам по вопросам здоровья, которые способны объективно оценить ситуацию, предотвратить ущерб, эффективно использовать доходы от алкоголя для решения социальных проблем. В России регулированием алкоголя занимаются экономические и аграрные ведомства и комитеты, которые традиционно во всех странах мира больше поражены лоббизмом алкогольной отрасли.

Сложившиеся в настоящее время в России экстремально высокие социально-экономические потери от злоупотребления алкоголем в значительной степени обусловлены бесконтрольными, агрессивными действиями алкогольного лобби, продиктованными стремлением к сверхприбыли, масштабной криминализацией производства этилового спирта и крепкой алкогольной продукции и приходом в страну транснационального алкогольного бизнеса, до сих пор применяющего по отношению к России двойные стандарты.

Законодательство Российской Федерации в сфере регулирования алкоголя в настоящее время представлено фрагментарными, слабыми, плохо согласованными актами и нормами. Базовым законом по регулированию алкогольной сферы является 171 ФЗ ≪О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции≫ от 19.07.1995 г., в целеполагание которого вообще не входит защита здоровья человека и социальное благополучие. Из сферы регулирования 171 ФЗ выведено решение важнейших аспектов, формирующих алкогольную угрозу в стране –алкогольных суррогатов медицинского и парфюмерного назначения и самогоноварения. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ содержит такие мягкие санкции, что фактически неспособен поставить эффективный заслон нарушениям.

На данный момент к нарушениям в сфере производства и оборота нелегального и суррогатного алкоголя крайне затруднено применение статей Уголовного кодекса. Под давлением иностранного пивного лобби пиво юридически не считается алкогольным напитком, что обеспечивает более льготный режим торговли. В настоящее время пиво практически не регулируется как социально

опасный продукт, каковым оно является. Федеральный закон N 38-ФЗ ≪О рекламе≫ от 13.03.2006 не позволяет эффективно противодействовать современным изощренным маркетинговым действиям алкогольной индустрии. Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает неоправданно низкие акцизы на алкогольные напитки, включая пиво, и стимулирует потребление наиболее опасных с точки зрения риска смерти крепких напитков в связи с наибольшей дешевизной в них этанола. Несовершенное федеральное законодательство в значительной степени блокирует развитие региональных и муниципальных законодательных инициатив по защите от алкогольной угрозы.

Таким образом, современное законодательство России не способно защитить интересы человека, общества и государства от алкогольной угрозы, в значительной степени генерируемой алкогольной индустрией, и нуждается в принципиальном совершенствовании.

Пути решения проблемы

Единая политика государства в сфере производства, оборота и потребления алкоголя (государственная алкогольная политика) должна быть направлена в первую очередь на защиту национальных интересов, жизни и здоровья граждан, обеспечение социальной стабильности, а не на защиту и продвижение частных интересов бизнеса. Мировая практика повсеместно базируется на приоритетной роли органов государственной власти в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в выработке государственной алкогольной политики.

К настоящему моменту накоплен значительный опыт, позволивший определить, какие меры государственной алкогольной политики способны эффективно снижать тяжелейшее бремя алкогольного ущерба и адекватно использовать экономический потенциал алкогольного рынка в национальных интересах. Очевидно, что пропагандистские меры в одиночку не способны решить проблему злоупотребления алкоголем, также как и усилия, направленные на лечение алкогольной зависимости.

Наиболее эффективными для предотвращения ущерба показали себя меры, направленные на ограничение доступности алкоголя для населения, в особенности крепких напитков, – доступности экономической, пространственной, во времени и по возрасту. Эти меры зарекомендовали себя повсюду в мире, однако оказались особенноэффективными в североевропейском регионе.

1. Ценовое регулирование (т.е. повышение акцизов) является эффективным способом сокращения потребления алкоголя при одновременном повышении доходов государства. Исследования смертности мужского трудоспособного населения в России показывают, что снижение относительной цены и рост доступности крепких напитковстали главным фактором взлета смертности среди этой группы в России в постсоветский период.

Для России особенно актуально поэтапное повышение стоимости крепких напитков темпами, опережающими инфляцию. Для северных стран, к которым на полном основании может быть отнесена Россия, необходимо достижение 10-кратного разрыва в стоимости одного и того же объема крепких и слабоалкогольных напитков с целью выравнивания стоимости этанола в слабых и крепких напитках. При этом слабоалкогольные напитки также не должны быть дешевы. В Скандинавии, Польше, странах Балтии подъем акцизов на водку привел к заметному снижению алкогольной и общей смертности в конце 1990-х–начале 2000-х гг.

Значительная доля нелегального рынка (в России чуть менее 1/3) не является существенным препятствием для положительного воздействия повышения акцизов на здоровье. Согласно российским исследованиям, при повышении цен на водку, потребление водки лишь частично замещается нелегальным алкоголем, а в большей степени – слабоалкогольными напитками. В Литве и Польше повышение акцизов на водку приводило к снижению алкогольной и общей смертности даже на фоне контрабанды крепких напитков. Таким образом, исследования позволяют сделать вывод о необходимости повышения акцизов на крепкий алкоголь в России параллельно с борьбой с нелегальным и контрафактным алкоголем.

2. Подавление производства и оборота суррогатного (нелегального и легального) и нелегального алкоголя. Существенной причиной широкого распространения этих, крайне опасных, видов алкоголя, является несовершенство российского законодательства.

Следующие изменения в законодательстве могут способствовать резкому снижению остроты проблемы нелегального и суррогатного алкоголя:

– введение специализированной статьи в Уголовном кодексе РФ, устанавливающей адекватно серьезную уголовную ответственность за нелегальное производство и оборот этилового спирта, алкогольных и спиртосодержащих жидкостей с объемной долей этилового спирта выше 15 градусов;

– введение законодательного требования продажи спиртосодержащих жидкостей медицинского и парфюмерного назначения объемом более 25 мл или крепостью более 15 градусов исключительно в прочной герметичной форме в виде спрея, аэрозоля илидиспенсера;

– введение административной ответственности за самогоноварение в личных целях;

– отведение Роспотребнадзору функций по запрету разных видов спиртосодержащей продукции, систематически потребляемой населением.

3. Запрет на продажу алкогольных напитков, включая пиво, в утреннее, ночное время и по воскресеньям

Среди эффективных мер социально ответственной государственной алкогольной политики – полный запрет на продажу алкогольных напитков в утреннее (например, до 11.00), ночное или нерабочее время. Как показала и российская, и зарубежная практика, это сразу же приводит к снижению уровня смертности, преступности и травматизма.

В большинстве северных стран алкогольные напитки не продаются также по воскресеньям и, кроме того, по субботам во второй половине дня. В России такого запрета нет, и по выходным наблюдается повышение смертности населения, по сравнению с буднями, на 8−11%.

4. Сокращение числа торговых точек, реализующих алкогольные напитки населению

Существует сильная зависимость между количеством торговых точек, продающих алкоголь, и заболеваемостью, смертностью, преступностью, связанными со злоупотреблением алкоголем. В настоящий момент сложившаяся в 1990-е гг. шаговая доступность алкоголя в России беспрецедентна, особенно в отношении слабоалкогольных напитков (включая пиво). Представляется необходимым сократить число таких точек до уровня, принятого в скандинавских странах (не более одной продающей алкоголь торговой точки на пять тысяч человек). Также необходимо ввести запрет на продажу любых алкогольных напитков (включая пиво) в киосках. Осуществимость этой меры подтверждает тот факт, что введенный в середине 1990-х годов запрет на продажу в киосках крепких напитков, которому алкогольное лобби предрекало полный провал, до сих пор достаточно четко соблюдается; более того, данный запрет сыграл важнейшую роль в остановке катастрофического роста смертности 1990-х годов. Представляется необходимым довести этот запрет до логического завершения, что позволит, в частности, резко повысить эффективность борьбы с продажей алкоголя несовершеннолетним.

5. Эффективная система и процедура взимания штрафов за продажу алкоголя несовершеннолетним

Действующая процедура выявления такого рода правонарушений сложна для исполнения и потому неэффективна. В настоящее время в России необходимо ужесточить наказание, предусмотрев такие меры, как высокие штрафы, отмену лицензии или административное приостановление деятельности, закрепить функции по проверкам и контрольным закупкам за определенными ведомствами и ввести простую процедуру выявления таких правонарушений, не требующую больших затрат времени. Необходимо произвести переоценку меры ответственности за спаивание несовершеннолетних и продажу алкогольных напитков несовершеннолетним, и квалифицировать данные деяния как серьезные преступления.

6. Восстановление государственной монополии на розничную продажу алкогольных напитков

Обоснованной, эффективной реакцией государства на социально опасную эпидемию пьянства в североевропейских странах стало введение государственной монополии на розничную продажу алкоголя. Эта мера зарекомендовала себя как эффективное средство сокращения алкогольных проблем и смертности в Швеции, Исландии, Норвегии, Финляндии, Канаде, многих штатах США и т.д. В скандинавских странах такая монополия подразумевает продажу алкогольных напитков (как правило, с содержанием спирта выше 4,7−5%) только в государственных магазинах, за исключением обслуживания в барах. Цены в госмонопольных магазинах достаточно высоки, особенно на крепкие напитки, эти магазины работают только в дневное время, количество таких торговых точек ограничено.

План мероприятий, направленных на борьбу с нарушениями в сфере оборота алкогольной продукции и снижение алкоголизации населения Амурской области на 2017-2018 годы

к распоряжению Правительства Амурской области

План мероприятий, направленных на борьбу с нарушениями в сфере оборота алкогольной продукции и снижение алкоголизации населения Амурской области, на 2017 – 2018 годы

1. Противодействие нелегальному обороту алкогольной продукции и правонарушениям в сфере розничной продажи алкогольной продукции

Проведение проверок по выявлению нарушений в части запрета продажи алкогольной продукции несовершеннолетним

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области

(по согласованию)

Предупреждение продажи алкогольной продукции несовершеннолетним

Организация и проведение мероприятий, направленных на пресечение фактов незаконной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, свободная реализация которой запрещена или ограничена законодательством

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области

(по согласованию)

Сокращение объемов оборота опасной для потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции

Выявление торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции без лицензии

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области

(по согласованию)

Сокращение числа торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции без лицензии

Проверка качества и безопасности алкогольной продукции, реализуемой на территории Амурской области, в рамках надзорных мероприятий

Управление Роспотребнадзора по Амурской области

(по согласованию)

Предотвращение реализации алкогольной продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям

Принятие мер по блокировке сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Управление Роспотребнадзора по Амурской области

(по согласованию)

Пресечение незаконного оборота алкогольной продукции

Оперативно-профилактические мероприятия, направленные на противодействие незаконному обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области

(по согласованию)

Выявление незаконного производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

Проведение рейдов и проверок мест, нахождение детей в которых не допускается в соответствии с Законом Амурской области от 11.03.2010 № 316-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Амурской области», а также рейдов и проверок общественных мест в ночное время для выявления детей, находящихся без сопровождения родителей или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей

Министерство образования и науки области,

органы местного самоуправления муниципальных образований Амурской области (далее – органы местного самоуправления), осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации области

(по согласованию)

Выявление и пресечение реализации алкогольной продукции несовершеннолетним

Привлечение родительской общественности к проведению рейдов, родительских патрулей

Министерство образования и науки области,

органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования

(по согласованию)

Предупреждение безнадзорности и асоциальных проявлений в подростковой среде

Организация общественного контроля за соблюдением Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Общественная палата Амурской области

(по согласованию)

Участие граждан и общественных объединений в проведении проверок по пресечению и предупреждению правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

2. Переориентирование населения на ведение трезвого и здорового образа жизни

Размещение в средствах массовой информации материалов по профилактике пьянства и алкоголизма

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области

(по согласованию),

министерство внутренней и информационной политики области,

министерство здравоохранения области,

министерство социальной защиты населения области,

министерство образования и науки области,

органы местного самоуправления

(по согласованию)

Формирование негативного общественного отношения к злоупотреблению алкоголем

Психолого-педагогическое консультирование родителей, педагогов, проведение индивидуальных и коллективных бесед с несовершеннолетними с привлечением психологов, врачей-педиатров, наркологов, психиатров

Министерство образования и науки области,

органы местного самоуправления,

в сфере образования,

образовательные организации области

(по согласованию)

Выработка единых подходов в воспитании и обучении подростков.

Увеличение охвата психолого-педагогическим (в том числе индивидуальным и коллективным) сопровождением несовершеннолетних, их родителей, педагогов на 20%

Организация и проведение тематических акций и мероприятий, направленных против алкоголизации,

среди несовершеннолетних совместно с заинтересованными ведомствами, общественными организациями и волонтерскими движениями

Министерство здравоохранения области,

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области,

органы местного самоуправления

(по согласованию)

Формирование негативного общественного отношения к злоупотреблению алкоголем

Проведение с несовершеннолетними классных часов, бесед с участием родителей, пропагандирующих здоровый образ жизни

Министерство образования и науки области,

в сфере образования,

образовательные организации области

(по согласованию)

Формирование у детей и молодежи ценностей здорового образа жизни.

Увеличение охвата несовершеннолетних классными часами, беседами, пропагандирующими здоровый образ жизни, до 90%

Реализация в учреждениях культуры области мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и общественных ценностей

Министерство культуры и архивного дела области, государственные и муниципальные учреждения культуры

(по согласованию)

Увеличение количества выставочных проектов библиотек, музеев, информационно-просветительских мероприятий по пропаганде здорового образа жизни

Привлечение населения к участию в культурно-массовых мероприятиях, работе различных творческих кружков и коллективов

Министерство культуры и архивного дела области, государственные и муниципальные учреждения культуры

(по согласованию)

Привлечение жителей области к занятиям в кружках, студиях, самодеятельных творческих коллективах

3. Разработка и внедрение программ профилактики злоупотребления алкогольной продукцией и возникновения алкогольной зависимости

Реализация индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в группе риска, социально-опасном положении, склонных к употреблению спиртосодержащей продукции

Министерство социальной защиты населения области,

министерство образования и науки области,

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области, органы местного самоуправления

(по согласованию)

Увеличение количества семей, ведущих трезвый образ жизни

4. Создание стимулов для проявления общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения, и механизмов их поддержки государством

Проведение конкурсов на получение грантов для социально ориентированных некоммерческих организаций

Министерство внутренней и информационной политики области,

министерство образования и науки области

Увеличение количества общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения, и механизмов их поддержки государством

5. Совершенствование организации оказания наркологической медицинской помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией, и больным алкоголизмом

Внедрение программы «Снижение вреда от употребления алкоголя» в поликлиниках г.Благовещенск

Министерство здравоохранения области, ГАУЗ АО «Амурский областной наркологический диспансер»

Снижение соматических осложнений от употребления алкогольной продукции у населения (цирроза печени)

Оказание наркологической медицинской помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией, и больным алкоголизмом

Министерство здравоохранения области, ГАУЗ АО «Амурский областной наркологический диспансер»

Формирование стойкой ремиссии у больных с синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизм) от 1 года до 2 лет – 12,6 на 100 больных среднегодового контингента;

формирование стойкой ремиссии у больных с синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизм) от 2 лет и выше – 10,1 на 100 больных среднегодового контингента

Организация работы выездной поликлиники в составе врачей психиатра-нарколога, психолога, психотерапевта ГАУЗ АО «Амурский областной наркологический диспансер» в районы с высокими показателями заболеваемости алкоголизмом

Министерство здравоохранения области, ГАУЗ АО «Амурский областной наркологический диспансер»

Снижение заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами на 1,5% ежегодно

6. Привлечение детей и молодежи к занятиям, ориентированным на формирование ценностей здорового образа жизни

Привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни, исключающих традицию употребления алкогольной продукции

Министерство по физической культуре и спорту области, министерство социальной защиты населения области,

в сфере образования,

образовательные организации области

(по согласованию)

Увеличение до 75% охвата детей и подростков различными формами досуга и занятости

Вовлечение детей и молодежи в программы дополнительного образования, организация различных форм досуга и занятости, в том числе в ходе летней оздоровительной кампании

Министерство образования и науки области,

в сфере образования,

образовательные организации области

(по согласованию)

Увеличение до 75% охвата детей и подростков различными формами досуга и занятости

Выступление агитбригад, проведение и организация флеш-мобов, театрализованных представлений, конкурсов, викторин, акций, пропагандирующих здоровый образ жизни

Министерство образования и науки области,

органы местного самоуправления,

в сфере образования,

образовательные организации области

(по согласованию)

Увеличение до 50% доли детей, вовлеченных в культурно-массовые мероприятия

7. Организационные мероприятия

Координация и организация подготовки и проведения совещаний по контролю за производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории области, а также профилактике алкоголизма

Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области

Обсуждение актуальных вопросов деятельности органов контроля (надзора), принятие решений по совершенствованию механизма их реализации

Проведение общественной экспертизы законопроектов в области регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

(по согласованию)

Выявление в рамках предлагаемого законопроекта противоречий законодательству, предпосылок для возникновения социальной напряженности и корректировка норм

Проведение семинаров со специалистами органов местного самоуправления о требованиях к розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции

Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области

Повышение знаний специалистов в области государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции

Источники: http://oprt.tatar/news/zasedanie_rabochej_gruppy_dlja_prorabotki_voprosa_neobkhodimosti_povyshenija_vozrastnogo_cenza_pri_prodazhe_alkogolja/2018-12-10-722, http://psihdocs.ru/obshestvennaya-palata-o-probleme-alkogolizma.html, http://vstamur.ru/activity/alcohol/plan2017borba

Алкоголизм общественная палата рабочая группа: 19 комментариев

  1. megan92 ()   2 недели назад
    А у кого-нибудь получилось избавить мужа от алкоголизма? Мой пьет не просыхая не знаю уже что делать(( думала развестись, но ребенка не хочется без отца оставлять, да и мужа жалко, так-то он отличный человек, когда не пьет
  2. Дарья ()   2 недели назад
    Я столько всего уже перепробовала и только прочитав эту статью, у меня получилось отучить мужа от спиртного, теперь вообще не пьет, даже по праздникам.
  3. megan92 ()   13 дней назад
    Дарья, киньте ссылку на статью!
    P.S. Я тоже из города
    ))
  4. Дарья ()   12 дней назад
    megan92, так я же в первом своем комментарии написала) Продублирую на всякий случай - ссылка на статью.
  5. Соня 10 дней назад
    А это не развод? Почему в Интернете продают?
  6. юлек26 (Тверь)   10 дней назад
    Соня, вы в какой стране живете? В интернете продают, потому-что магазины и аптеки ставят свою наценку зверскую. К тому-же оплата только после получения, то есть сначала посмотрели, проверили и только потом заплатили. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды до телевизоров и мебели.
  7. Ответ Редакции 10 дней назад
    Соня, здравствуйте. Данный препарат для лечения алкогольной зависимости действительно не реализуется через аптечную сеть и розничные магазины во избежание завышенной цены. На сегодняшний день заказать можно только на официальном сайте. Будьте здоровы!
  8. Соня 10 дней назад
    Извиняюсь, не заметила сначала информацию про наложенный платеж. Тогда все в порядке точно, если оплата при получении.
  9. Margo (Ульяновск)   8 дней назад
    А кто-нибудь пробовал народные методы, чтобы избавиться от алкоголизма? Отец пьет, никак не могу повлиять на него((
  10. Андрей ()   Неделю назад
    Каких только народных средств не пробовал, тесть как пил, так и пьет
  11. Екатерина Неделю назад
    Пробовала поить мужа отваром из лаврового листа (сказала что для сердца полезно), так он уже через час ушел с мужиками бухать. Не верю я больше в эти народные методы...
  12. Мария 5 дней назад
    Недавно смотрела передачу по первому каналу, там тоже про этот Alcolock говорили. Елена Малышева рекомендовала для лечения алкоголизма. Заказала, капаю своему по несколько капель в еду, он даже не знает об этом. Вчера, смотрю, пива купил себе, ну все думаю, не помогло, так он даже глотка не сделал, только понюхал и тут же рот полоскать побежал. Не понимает, что с ним происходит))
  13. Елена (врач нарколог) 6 дней назад
    Действительно, Alcolock показывает очень хорошие результаты. Основное премущество в том, что желание пациента избавиться от зависимости вовсе не нужно. Просто добавили пару капель в еду, и его уже воротит от спиртных напитков.
  14. александра (Сыктывкар)   5 дней назад
    Хорошее средство, свою цену полностью оправдывает. Аналогов я не встречала.
  15. Максим 4 дня назад
    А кодировать пробовал кто-нибудь пробовал пьющих?
  16. Татьяна (Екатеринбург)   Позавчера
    Угу, папу закодировали, 2 месяца держался, не пил. А потом сорвался, так напился, что скорую вызывали, кое-как откачали
  17. Елена (врач нарколог) Вчера
    Татьяна, кодирование это прошлый век, сейчас уже во всю используют Alcolock и к врачам ходить не нужно!
  18. Михаил (Москва)   Сегодня
    тоже помог Alcolock (заказывал по совету выше), должно сработать, попробуй
  19. Виктория Сегодня
    Вот здорово! Нужно заказывать, а то намучалась уже я со своим мужем, чего только не пробовала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + восемнадцать =