Гурьева гиндикин юношеские психопатии и алкоголизм

Юношеские психопатии и алкоголизм

Главная > Реферат >Психология

Неблагоприятная семейная атмосфера, особенно, если родители злоупотребляют медикаментами или страдают от психических заболеваний. Так, 75% подростков, поступающих на обследование в связи с употреблением психотропных веществ или на лечение от наркомании — росли в неблагополучных семьях; до 90% правонарушителей — выходцы из неблагополучных семей; 76% пьющих подростков воспитывались в неблагополучных, а 50% — в неполных семьях.

Неумелое воспитание, что особенно опасно для подростков с трудным характером и неуравновешенным поведением. Это может быть гиперпротекция, т.е. повышенная опека ребенка, лишение его самостоятельности, чрезмерный контроль за поведением. В результате ребенок вырастает безвольным, во всем зависит от влияния окружающей микросреды или от лидера, более активного, чем он сам. Во втором варианте подросток вообще выходит из-под контроля родителей, становясь неуправляемым.

Гипопротекция — пониженное внимание к ребенку. Родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживаниями подростка. Воспитание по типу гипопротекции, по сути, оставляет ребенка «один на один» с жизненными трудностями. В этом случае психотропные вещества выступают для него универсальным средством для решения всех его жизненных проблем.

Неконгруэнтность в общении, т.е. несоответствие слов родителей интонации и мимике. Часто встречается в случае скрываемого эмоционального отвержения ребенка. Слушая поучения родителей, подросток чувствует их неискренность, глубоко спрятанное равнодушие. Такое положение может сложиться в семьях с появлением мачехи или отчима 1 .

Еще более негативные последствия дает альтернатирующее воспитание, т.е. неустойчивое эмоциональное отношение со стороны родителей, особенно матери. Похвала или упрек зависят от настроения родителей. Поэтому подросток, желая поднять свое настроение, прибегает к искусственному способу регулирования психического состояния, например, к употреблению психотропных веществ.

Отсутствие взаимопонимания в семье и заботы к детям со стороны родителей. Ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью и поэтому, вырастает озлобленным, агрессивным.

К причинам индивидуально-психологического характера обычно относят:

1. Подражание более старшим подросткам или авторитетным сверстникам. Если кто-то из их окружения употребляет спиртное или наркотики, то из-за стремления к подражанию остальные тоже начинают пробовать алкоголь или наркотически действующие вещества.

2. Стремление соответствовать значимой для подростка группе сверстников. Группирование со сверстниками — свойство подросткового возраста. Собираясь в группе, многие подростки не могут придумать себе какого-то интересного занятия. Они сидят во дворе, бренча на гитаре или слушая музыку. Рано или поздно «для настроения» или «для смелости» они начинают употреблять спиртное и принимать наркотические вещества. Если кто-либо из членов группы отказывается пить со всеми, он становится предметом насмешек, что очень болезненно для столь уязвимого возраста. Поэтому подростки легко поддаются отрицательному влиянию.

3. Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неустойчивость характера). Именно личностные особенности вызывают отклонения в поведении, напряженность в социальных контактах, что, в свою очередь, может быть связано с возникновением у подростка потребности изменить свое психическое состояние. Следовательно, влечение подростка к употреблению психоактивных веществ является симптомом более общего личностного неблагополучия.

4. «Протестные» реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов).

Попытки нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания.

6. Подчинение давлению и угрозам.

Другие факторы риска связаны с взаимодействием детей с социальными объектами вне семьи (школа, сверстники и общество). Вот некоторые из этих факторов:

— неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе;

— неудачное участие в школьных мероприятиях;

— неспособность справиться с общественными задачами;

— принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» детьми;

— позитивное отношение к поведению употребляющих психоактивные вещества в школе, среди сверстников и в обществе.

Существует и группа защитных факторов, которые не всегда являются абсолютно противоположными факторами риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития. Наиболее характерные защитные факторы включают:

— крепкие семейные узы;

— положение, когда родители следят за своими детьми, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им ясные правила поведения внутри семьи;

— успех в школьных мероприятиях;

— крепкая связь с социальными — например, семьей и школой, религиозными общинами;

— соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении психоактивных веществ.

Таким образом, причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Но, тем не менее, ни одна из этих причин не является решающей, не может выступать как основополагающая в возникновении аддиктивного поведения конкретного подростка или юноши.

Сочетание различных факторов возникновения психической зависимости от алкоголя или наркотиков, интенсивность их влияния, безусловно, имеют значение, однако, главная роль принадлежит все же переживанию подростком своей жизненной ситуации. Именно этим и объясняются те реальные факторы и жизненные наблюдения, когда один ребенок из самой неблагоприятной среды, отрицательной семейной атмосферы, вырастает достойным человеком, а другой, из вполне благополучной, обеспеченной семьи, занимающей довольно высокое социальное положение, становится наркоманом или алкоголиком.

осложнений являются психозы, выражающиеся острым или постепенно развивающимся нарушением психики.

Одним из проявлений расстройства психической деятельности является депрессия. Она чаще наблюдается после прекращения употребления психоактивных веществ на фоне абстинентного синдрома. У несовершеннолетних ухудшается настроение, возникает тоска, сопровождающаяся то раздражительностью с оттенком злобной тоскливости, то слезливостью и немотивированной тревогой. На фоне этого настроения у подростков появляются мысли о своей ненужности, «загубленной жизни», никчемности своего существования, нежелании жить. В таком состоянии они не опасны для окружающих, однако, подростки могут предпринять попытку к самоубийству. Подростки не могут правильно оценить опасность и предпринять необходимые действия, т.к. его чувства и ощущения притуплены, ситуацию он воспринимает лишь частично, некоторые ее моменты.

Подростки с аддиктивным поведением не способны поддерживать какие-либо связи с другими людьми – все их связи носят лишь ситуационный характер. Они легко заводят новые знакомства, причем в этом такие подростки неразборчивы, т.к. критерием знакомств в большей степени становится стремление выпить, принять наркотик или другое психоактивное вещество.

Существуют различные типы деградации личности. При астеническом типе наблюдается неспособность к каким бы то ни было усилиям, выдержке, терпению, истощаемость побуждений и мотивов деятельности: такой подросток может с энтузиазмом взяться за какое-либо дело, искренне обещает сделать что-либо, но порыв его буквально на глазах теряет силу, желание продолжать дело пропадает. В дальнейшем он избегает сложных или необычных заданий, и вообще заданий, которые требуют усилия и напряжения.

При истерическом типе деградации наблюдается особенно выраженные мнимость и самоукрашательство. Такие подростки спекулируют на любви к ним близких, прибегая к угрозам самоубийства.

Эксплозивный («взрывчатый») тип деградации проявляется в особой неуравновешенности, злобности, гневливости; подростки склонны к бурным сценам и дракам.

Апатический тип деградации характеризуется отсутствием какой-либо энергии, побуждений к действию. Такие подростки безынициативны, ни к чему не проявляют интереса, ничего не хотят видеть, нигде не бывают. Исходные особенности личности сказываются не только на типе деградации, но также и на характере поведения 1 .

Порой поведение подростка, принявшего психоактивное вещество, являет собой полную противоположность тому, что наблюдается вне одурманивания. Например, подросток жесткий, нетерпимый к окружающим в состоянии опьянения, одурманивания оказывается слезливо-сентиментальным, начинает всем объясняться в любви и т.д. Напротив, иной начинает буянить, хотя в обычном состоянии он «тише воды, ниже травы».

Таким образом, изменения личности рассматриваются как психосоциальная деградация, которая включает в себя эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию.

В заключении хочется отметить, что в настоящее время проблема распространения алкоголизма, наркомании в среде детей и подростков — одна из острейших проблем современного российского общества.

Анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части детей и подростков в незаконное употребление наркотиков и других ПАВ.

За последние 10 лет Россия стала одной из самых курящих стран мира.

На сегодняшний день явно прослеживаются следующие тенденции:

«омоложение» контингента употребляющих наркотические вещества;

снижение возраста впервые пробующих наркотики и другие психоактивные вещества;

отсутствие учёта той доли детей и подростков, которые задумываются над проблемой употребления психоактивных веществ.

Каков же вывод? Ведущая роль в борьбе с подростковой наркоманией, алкоголизмом принадлежит системе образования. Именно в образовательном учреждении возможно организовать работу по профилактике употребления психоактивных веществ в ходе воспитательного процесса. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные ошибки.

Любое образовательное учреждение обладает следующими возможностями для организации профилактической работы с учащейся молодёжью:

привитие навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;

влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними;

посещение семей школьников для анализа и контроля ситуации;

организация профилактической работы комплексной группой специалистов: педагогами, психологом, социальным педагогом, школьным врачом;

организация работы по выявлению групп риска — склонных к наркотизации детей и подростков.

Иными словами, общая задача – вырастить психически здоровое, полноценное поколение.

Братусь В. С., Сидоров П. И. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма. — М., 1984г. 237 с.

Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. — М.: Медицина, 1980г. — 272 с.

Еникеева Д. Д. Популярная психиатрия. — М.: Аст-Пресс, 1998г. — 528 с.

Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. — М.: «Академия», 2001г. — 144 с.

Копыт Н. Я., Сидоров П. И. Профилактика алкоголизма. — М.: Медицина, 1986г. — 240 с.

Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. — М.: «Академия», 2003г. — 176 с.

Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: /Избранные психологические труды/. — М.: Международная педагогическая академия, 1995г. — 366 с.

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психология»

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Максименкова Лариса Игоревна,

Текст научной работы на тему «Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема»

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В большинстве стран мира проблема аддиктивности в большей степени касается подросткового возраста. Процесс возникновения у подростков аддиктивного поведения требует особого рассмотрения, т.к. отмечается неуклонный рост наиболее часто встречаемых форм проявления аддиктивности у подростков (алкоголизм и наркомания). Проблема аддиктивности подростков, таким образом, уже не является только медицинской или морально-нравственной проблемой, а приобретает статус высоко значимой социальной проблемы, поскольку касается здоровья, безопасности и сохранности генофонда как отдельной страны, так и человечества в целом.

Выделение подросткового возраста, как особой возрастной ступени в становлении человека произошло во второй половине XIX века. С тех пор подростковый возраст, проблемы подростков стали центром внимания многих ученых: психологов, медиков, педагогов, культурологов, социологов. Подростковый возраст — это переход от детства к взрослости, он эмоционально насыщен и в нем явно проступают негативные черты подросткового кризиса.

Подросток стремится понять себя, свои возможности и индивидуальные особенности, выяснить свое сходство с другими людьми и свое отличие от них. Общение, прежде всего со сверстниками, помогает становлению адекватного представления о себе. Проводя большую часть времени со сверстниками, подростки формируют направленность своего поведения, которое в большинстве случаев оказывается девиантным, отклоняющимся.

Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение личности» выделяется подгруппа так называемого зависимого или аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как: конфликты с окружающими, совершение преступлений, утрата работоспособности.

Аддиктивное поведение в широком смысле оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребности [4], т.е. это одна из форм отклоняющегося поведения личности, проявляющаяся в злоупотреблении чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации. Таким образом, наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменяющимся условиям микро- и макросреды. Подросток своим поведением неосознанно призывает к необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагоги-ческие, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Формы аддиктивного поведения могут быть различны: это и химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость) и нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды); это гэмблинг (игровая зависимость) и религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Для подростков термин аддиктивное поведение следует считать более адекватным, поскольку он указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения. Могут быть выделены два пути, по которым развивается аддиктивное поведение:

— в первом случае подростки пробуют различные психически активные вещества: бензин, клей, затем алкогольные напитки, таблетки, сигареты с марихуаной. Последовательность употребления может быть различной, экспериментирование продолжается до того момента, пока не будет окончательно выбрано наиболее предпочитаемое вещество;

— во втором наблюдается злоупотребление только одним каким-нибудь психоактивным веществом (бензин, алкоголь и др.). Ранний выбор какого-либо одного ПАВ обычно связан с недоступностью других.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной: от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией. В связи с этим, некоторые авторы [4] различают аддиктивное поведение и просто вредные привычки, которые не достигают степени зависимости и не представляют фатальной угрозы, например, переедание или курение. Следует иметь в виду, что различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования.

Синдромы, относящиеся к аддиктивному поведению, еще называют компульсивным поведением [5], под которым подразумевается поведение или действие, предпринимаемое для интенсивного возбуждения или эмоциональной разрядки, трудно контролируемое личностью и в дальнейшем вызывающее дискомфорт.

Аддиктивное поведение обычно не требует лекарственного лечения. Коррекция аддиктив-ного поведения может достигаться мерами социопсихологическими.

В последние годы увеличивается число несовершеннолетних с нарушениями поведения. Наиболее часта и наиболее существенна такая форма аддиктивного поведения как химическая зависимость. Ведь именно алкоголизм, наркомания, токсикомания и курение на сегодняшний день стали неотъемлемыми атрибутами молодежной субкультуры. Среди подростков и старшеклассников, не употребляющих спиртного во много раз меньше, чем тех, кто его употребляет, а некоторые пьют регулярно. Это относится не только к мальчикам, но и к девочкам. Сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте — уже патология, независимо от количества употребляемого.

Анкетирование, проведенное нами среди учащихся 9-10 классов Пыталовской средней общеобразовательной школы с целью выявления отношения к употреблению психоактивных веществ, показало, что 31,5 % респондентов курят и употребляют алкоголь. При этом 35,5 % опрошенных считают, что человек имеет право выпивать, сколько он хочет и где хочет. Кроме того, крайне настораживающим является тот факт, что 76 % опрошенным учащихся 9-10 классов нравится бывать в компаниях, где употребляют алкоголь, а 40,5 % респондентов согласились бы попробовать психически активные вещества. Отмеченные цифры не могут не вызывать тревогу, тем более что между возрастом, когда начинается злоупотребление ПАВ (будь то алкоголь или наркотик) и степенью зависимости от него, а также тяжестью ее последствий существует достоверно определяемая связь: чем раньше начинается потребление психоактивных веществ, тем более необратимыми будут последствия.

С началом систематического употребления алкоголя у подростков неизбежно возникают конфликты в школе, в межличностном общении, в семье. Однако, как правило, в историях больных ранним алкоголизмом это противодействие в микросреде ограничивалось либо мерами репрессивного характера (выговоры, порицания, административное воздействие), либо их «запугиванием» последствиями алкоголизма и пагубными перспективами связи с «дурной компанией». Подобные меры слабо сочетаются с психологическими потребностями подростка, а именно:

— потребность в социально приемлемом стиле жизни;

— потребность в такой деятельности, где они могли бы быть успешными и которая удовлетворяла бы их эмоциональные чувства и социальные ожидания;

— потребность в личном эмпатийном общении, понимании, принятии и ощущении собственной значимости, защищенности, силы.

К сожалению, возможности удовлетворения данных потребностей подростки зачастую находят только в этой девиантной группе. В связи с этим негативные реакции и репрессии окружающих взрослых приведут лишь к усилению «внутренней сплоченности» подобной группы.

Внешние черты личности подростка, для которого затруднен возврат в благополучную среду, достаточно подробно описаны клиницистами [2]. Отмечается, что больным ранним алкоголизмом свойственны возбудимость, агрессивность, сексуальные извращения, заострённость характерологических черт, депрессивные реакции, нарушение социальной адаптации, узость

интересов, асоциальные тенденции, циничность, эмоциональная холодность, утрата привязанности к семье и т. д.

Кроме того, характерными особенностями являются: подозрительность, недоверчивость, повышенная мнительность, необоснованная ревность, готовность к болезненной фиксации ошибочных утверждений. В мотивационной сфере изменяется содержание потребностей и перестраивается иерархия мотивов. Алкоголь становится ведущим мотивом поведения, обуславливая и раннюю криминализацию.

Еще более острой является проблема наркотизма несовершеннолетних. Подростков, склонных к потреблению наркотиков и токсических веществ можно разделить на три условные группы [1]. Первую из них составляют те школьники, которые попробовали наркотическое вещество просто из любопытства. Вторую группу составляют те, у кого неблагополучная внутрисемейная ситуация (конфликтные семьи, наличие в семье алкоголиков, психически больных). Третью группу образуют подростки с органическим поражением головного мозга. Они характеризуются низкой критичностью мышления, повышенной внушаемостью, вследствие чего легко попадают под любое негативное влияние.

Распространенность наркомании и токсикомании у подростков, несмотря на проводимые профилактические меры, остается высокой и нередко заканчивается трагически. Чрезмерные дозы даже однократно вводимого вещества могут приводить к серьезным последствиям вследствие возникающих необратимых изменений в головном мозге.

В последнее время среди подростков стало широко распространяться курение. Современный российский школьник начинает курить в среднем в 13 лет, курящих среди учащихся школ — 45,5% [3].

Курение подростков отражается на их физическом развитии в первую очередь (показатели длины и массы тела). Последствия регулярного курения для подростков далеко не так безобидны, как может показаться на первый взгляд:

— курение является одной из причин развития нервных расстройств в подростковом возрасте: подростки становятся раздражительными, вспыльчивыми, агрессивными, у них нарушается сон;

— происходят изменения в познавательной деятельности (слабеют внимание и память, снижается умственная работоспособность);

— повышается риск формирования эпилептиформных припадков и развития рака легких.

Вопросу об изменении личности подростка под влиянием аддиктивности посвящено много работ психологов, социологов, педагогов. Известно, что психоактивные вещества оказывают губительное воздействие не только на внутренние органы, на здоровье, но и на личность, психику и поведение подростка.

Наблюдение и изучение анамнеза подростков с аддикциями, проходящих реабилитацию в условиях стационара, позволило нам обнаружить следующие характерные особенности:

— нарушенные внутрисемейные взаимоотношения, а также имевшие место факты физического, духовного, сексуального либо эмоционального насилия;

— тревога, угрюмость, сниженный фон настроения, наличие суицидальных мыслей, выраженные суицидальные тенденции, а у некоторых уже имевшиеся в прошлом попытки суицида;

— склонность к саморазрушающему поведению, дезадаптация;

— выраженная агрессивность и конфликтность, высокая заражаемость в условиях конфликта, раздражительность и вспыльчивость, эксплозивность;

— трудности в выражении своих чувств, неразвитое самосознание и трудности в постановке и достижении целей вплоть до отказа от перспектив развития, нарушения в мотивационно-потребностной сфере;

— слабость эмоционально-волевого контроля.

Кроме того, подростки и старшеклассники с аддиктивным поведением негативно оценивают свое прошлое и не воспринимают положительно будущее. Отмечается отрицательное отношение к родителям, семье, друзьям, своим нереализованным возможностям.

Анализ литературы по исследуемой проблеме показывает, что подростки гораздо быстрее чем взрослые приходят к психической деградации.

Деградация личности обнаруживает себя морально-нравственным оскудением, утратой привычных интересов с последующим их полным исчезновением, эмоциональным уплощением, примитивизацией эмоций, постепенным ослаблением семейных и общественных привязанностей, нарушением способности к адекватному поведению и самокоррекции собственного поведения, а также к критической оценке окружающего.

Помимо личностной деградации происходят изменения и в познавательной деятельности. Мышление подростков с зависимостями утрачивает глубину, нарушается логичность и последовательность суждений, слабеют ассоциации, происходит сужение объема кратковременной и долговременной памяти. Такие подростки не способны к длительному сосредоточению внимания, быстро истощаются, устают, допускают все больше ошибок при выполнении относительно несложной умственной работы. Отмечается отсутствие познавательной и учебной мотивации. Безусловно, все это закономерным образом сказывается на учебной продуктивности.

При сформированной деградации личности поведение несовершеннолетних может быть различным. В одних случаях, наряду с цинизмом, повышенной заражаемостью в условиях конфликта и возбудимостью, агрессивностью, подросток становится назойливым, придирается к окружающим, легко вступает в конфликт. В других случаях преобладает благодушный фон настроения, резко проявляется юмор в форме шаблонных шуток и стереотипных избитых сентенций. Это свидетельствует о полном отсутствии способности критически оценивать свое поведение и сложившуюся ситуацию. У третьих преобладает вялость, пассивность, отсутствие сколько-нибудь выраженных побуждений, инициативы.

Таким образом, изменения личности рассматриваются как психосоциальная деградация, которая включает в себя эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию.

В связи с тем, что последствия, к которым приводит употребление подростками токсических веществ, могут иметь необратимый характер, особое значение приобретает выявление факторов, предрасполагающих к формированию аддиктивного поведения. Одним из таких факторов являются особенности личности самих подростков. Среди личностных особенностей, предрасполагающих, например, к наркомании и токсикоманиям, относят психопатические особенности характера, психический инфантилизм, вегетативную недостаточность. В ряде случаев развитию токсикомании предшествуют соматические заболевания с нарушением сна или выраженным болевым синдромом, когда больные прибегают к соответствующим лекарственным средствам по медицинским показаниям.

Большое значение в развитии зависимостей у подростков также придается влиянию референтной группы, склонности к подражанию и любопытству, свойственным подростковому возрасту.

Проведенное нами исследование показало, что психологический портрет подростков и старшеклассников, попадающих в потенциальную «группу риска» выглядит следующим образом:

— повышенная любовь к самому себе, крайний эгоцентризм и жажда внимания со стороны в сочетании с высокой подозрительностью, враждебностью и недоверием к другим людям;

— неумение понять состояние другого человека, низкая эмпатийность, слабая сформиро-ванность коммуникативных навыков;

— повышенная эмоциональная лабильность, непредсказуемая изменчивость настроения, задиристость и грубость.

Что касается типов акцентуации характера, то наиболее часто встречаемыми у подростков потенциальной «группы риска» являются эмоционально-лабильный, истероидный и шизоидный тип.

Применение методики исследования уровня субъективного контроля (УСК) позволило выявить такие особенности подростков и старшеклассников «группы риска» как:

— склонность приписывать ответственность за собственные неприятности другим людям или считать их результатом невезения, а успехи и достижения также считать последствием везения или внешних обстоятельств;

— невозможность установления связи между собственными действиями и поступками и значимыми для них событиями жизни;

— неспособность к самоконтролю значимых жизненных ситуаций, недооценка собственной роли в организации своей жизни, сохранении здоровья, предотвращении развития заболеваний и т.п.

На наш взгляд, своевременная диагностика особенностей личности подростков и их последующая коррекция могут стать основой профилактики возможных нарушений поведения в период подросткового криза, в том числе и склонности к аддиктивному поведению.

1. Болотовский И.С. Наркология. Токсикомания. Казань, 1989.

2. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., 1980.

3. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомания и токсикомания. М., 1990.

4. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М., 2003.

5. Сирота Н.А, Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М., 2003.

Юношеские психопатии и алкоголизм (стр. 3 из 6)

При истерическом типе деградации наблюдается особенно выраженные мнимость и самоукрашательство. Такие подростки спекулируют на любви к ним близких, прибегая к угрозам самоубийства.

Эксплозивный («взрывчатый») тип деградации проявляется в особой неуравновешенности, злобности, гневливости; подростки склонны к бурным сценам и дракам.

Апатический тип деградации характеризуется отсутствием какой-либо энергии, побуждений к действию. Такие подростки безынициативны, ни к чему не проявляют интереса, ничего не хотят видеть, нигде не бывают. Исходные особенности личности сказываются не только на типе деградации, но также и на характере поведения [6] .

Порой поведение подростка, принявшего психоактивное вещество, являет собой полную противоположность тому, что наблюдается вне одурманивания. Например, подросток жесткий, нетерпимый к окружающим в состоянии опьянения, одурманивания оказывается слезливо-сентиментальным, начинает всем объясняться в любви и т.д. Напротив, иной начинает буянить, хотя в обычном состоянии он «тише воды, ниже травы».

Таким образом, изменения личности рассматриваются как психосоциальная деградация, которая включает в себя эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию.

В заключении хочется отметить, что в настоящее время проблема распространения алкоголизма, наркомании в среде детей и подростков — одна из острейших проблем современного российского общества.

Анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части детей и подростков в незаконное употребление наркотиков и других ПАВ.

За последние 10 лет Россия стала одной из самых курящих стран мира.

На сегодняшний день явно прослеживаются следующие тенденции:

«омоложение» контингента употребляющих наркотические вещества;

снижение возраста впервые пробующих наркотики и другие психоактивные вещества;

отсутствие учёта той доли детей и подростков, которые задумываются над проблемой употребления психоактивных веществ.

Каков же вывод? Ведущая роль в борьбе с подростковой наркоманией, алкоголизмом принадлежит системе образования. Именно в образовательном учреждении возможно организовать работу по профилактике употребления психоактивных веществ в ходе воспитательного процесса. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные ошибки.

Любое образовательное учреждение обладает следующими возможностями для организации профилактической работы с учащейся молодёжью:

привитие навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;

влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними;

посещение семей школьников для анализа и контроля ситуации;

организация профилактической работы комплексной группой специалистов: педагогами, психологом, социальным педагогом, школьным врачом;

организация работы по выявлению групп риска — склонных к наркотизации детей и подростков.

Иными словами, общая задача – вырастить психически здоровое, полноценное поколение.

1. Братусь В. С., Сидоров П. И. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма. — М., 1984г. 237 с.

2. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. — М.: Медицина, 1980г. — 272 с.

3. Еникеева Д. Д. Популярная психиатрия. — М.: Аст-Пресс, 1998г. — 528 с.

4. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. — М.: «Академия», 2001г. — 144 с.

5. Копыт Н. Я., Сидоров П. И. Профилактика алкоголизма. — М.: Медицина, 1986г. — 240 с.

6. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. — М.: «Академия», 2003г. — 176 с.

7. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: /Избранные психологические труды/. — М.: Международная педагогическая академия, 1995г. — 366 с.

2. Признаки насильственной смерти

В судебной медицине собственно смерть различают по ка­тегории, виду и роду. Существует две категории смерти: насильственная и ненасиль­ственная. Насильственная смерть связана с воздействием на орга­низм человека различных факторов внешней среды — механиче­ских, химических, термических и др. Ненасильственная смерть на­ступает от различных заболеваний (сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, онкологических и т.д.).

Вид смерти. Его определение связано с установлением фак­торов, сходных по своему происхождению или воздействию на организм человека. Например, при насильственной смерти встречаются повреждения, возникающие в результате действия острыми и тупыми орудиями, частями движущегося транспорта, причиненные из огнестрельного оружия и т.д. Все это отличает вид смерти от механических повреждений. Повешение, утопле­ние, сдавление груди и живота, задушение рвотными массами и другие причины, вызвавшие задушение, объединяются в один вид — механические задушения и т.д.

Род насильственной смерти. В зависимости от условий воз­никновения насильственная смерть может быть результатом убийства, самоубийства, несчастного случая. Причем самоубий­ство как явление, противоречащее нашему инстинкту самосо­хранения, всегда обращало на себя особое внимание общества и было предметом детального изучения медиками, юристами, со­циологами и другими специалистами.

Ст. 110 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказа­ние за доведение лица до самоубийства. Способы самоубийства зависят как от социальных и психо­логических причин, так и от случайно создавшихся условий. Пол, род занятий, образование, мотивы самоубийства и доступ­ность того или иного орудия самоубийства играют свою роль в выборе способа самоуничтожения. Чаще всего самоубийцы кон­чали жизнь посредством повешения, утопления, отравления, с помощью огнестрельного и холодного оружия. Повешение — способ самоубийства людей дряхлых, старых, безвольных, осуж­денных и т.д. От несчастной любви, например, редко вешаются, чаще стреляются или отравляются. Психически ненормальные люди выбирают иногда очень мучительный или странный спо­соб: выбрасываются из зданий с большой высоты, поджигают себя и т.д. Дети чаще всего прибегают к утоплению.

Профессор А. П. Громов (1970г.) приводит пример, когда воз­бужденный душевнобольной, приняв 20 таблеток люминала, через некоторое время повесился, но в период судорог петля оборвалась. Затем он отыскал спрятанную родственниками опасную бритву и перерезал себе шею, повредив обе сонные артерии. После этого он самостоятельно вышел из дома, прошел около 20 м и бросился в колодец, получив при падении обширную рану головы. При вскрытии трупа погибшего обнаружено: остатки таблеток люмина­ла в желудке, восходящая прижизненная странгуляционная бороз­да на шее, обширная резаная рана шеи, проникающая до позво­ночника, с повреждением обеих сонных артерией, большая скаль­пированная рана головы, а также признаки утопления.[7]

Часто у самоубийц имеется то или иное заболевание. Иногда оно приводится как мотив, заставивший больного лишить себя жизни (например, неизлечимая и мучительная болезнь). В дру­гих случаях причиной самоубийства выступает, например, пси­хическая болезнь. Нередко в материалах следствия имеются ука­зания на нервное или угнетенное состояние психики, особую задумчивость, обращавшую на себя внимание окружающих лиц. Склонность психически больных людей к самоубийству замече­на давно. Мотивы, заставляющие людей лишать себя жизни, крайне разнообразны, и в большинстве случаев они остаются неизвестными. О них мы можем судить со слов окружающих лиц или по запискам, оставленным самоубийцами, в которых они нередко прямо или косвенно объясняют причину, заста­вившую их расстаться с жизнью.

Распознать самоубийство можно по обстоятельствам проис­шествия — например, по оставленным запискам, закрытое изнутри помещение и т.п. Однако и здесь надо быть осторожным: встречаются случаи, когда убитые пишут записку под угрозой смерти или убийца, закрыв изнутри комнату, вылезает в окно. Способы прекращения жизни также могут дать некоторые ука­зания на категорию смерти; одни из них, например повешение, утопление, ранение шеи, свойственны преимущественно само­убийству, другие — удавление петлей, ушибленные и колотые раны, наоборот, редко встречаются при самоубийстве.

Однако при всех повреждениях следует обращать внимание на следующие моменты: доступно ли данное место для действия собственной руки самоубийцы, каковы свойства раны, направ­ление ее раневого канала и т.п. Если среди повреждений есть такие, которые вызывали, например, невозможность произволь­ных движений, то они должны считаться, по крайней мере, по­следними по времени. Множественные повреждения, даже огне­стрельные, — не редкость при самоубийстве.

В частности, огнестрельные раны наносятся самоубийцами чаще всего в висок, область сердца, реже в рот; но возможны и выстрелы в живот.

Профессор Я. Л. Лейбович (1931г.) приводит следующие ин­тересные примеры: 1) самоубийство гражданина Я., военного, покончившего жизнь выстрелом из пулемета: зарядив пулемет и приспособив к ноге шпагат, Я. сел против пулемета, произвел выстрел с близкого расстояния, с ранением печени, желудка, се­лезенки, диафрагмы, сердца, аорты и легких; 2) самоубийцы — мужчина и женщина — покончили жизнь путем взрыва гранаты, подложенной под их головы, оказавшиеся совершенно разорван­ными в затылочных и теменных областях, это не считая других повреждений на теле; 3) самоубийца выстрелил из обреза в левую ноздрю, получив при этом обширные разрушения головы[8] .

Конечно, огнестрельные раны самоубийц носят характерные особенности выстрела с близкого расстояния: следы ожога, вне­дрение порошинок, копоть, рана часто неправильной формы и значительной величины. Это зависит от длины руки и выполне­ния привычных для нее движений. Бывают, однако, случаи вы­стрелов с близкого расстояния без внедрения порошинок и без ожога, они значительно осложняют судебно-медицинскую экс­пертизу — их можно принять за выстрелы с более дальнего рас­стояния, т.е. за убийство. Очень большое значение имеет сопос­тавление повреждения, оружия и повреждающего снаряда.

Источники: http://works.doklad.ru/view/n823TuOUEZg/2.html, http://cyberleninka.ru/article/n/addiktivnoe-povedenie-v-podrostkovom-vozraste-kak-psihologicheskaya-problema, http://mirznanii.com/a/203951-3/yunosheskie-psikhopatii-i-alkogolizm-3

Гурьева гиндикин юношеские психопатии и алкоголизм: 19 комментариев

  1. megan92 ()   2 недели назад
    А у кого-нибудь получилось избавить мужа от алкоголизма? Мой пьет не просыхая не знаю уже что делать(( думала развестись, но ребенка не хочется без отца оставлять, да и мужа жалко, так-то он отличный человек, когда не пьет
  2. Дарья ()   2 недели назад
    Я столько всего уже перепробовала и только прочитав эту статью, у меня получилось отучить мужа от спиртного, теперь вообще не пьет, даже по праздникам.
  3. megan92 ()   13 дней назад
    Дарья, киньте ссылку на статью!
    P.S. Я тоже из города
    ))
  4. Дарья ()   12 дней назад
    megan92, так я же в первом своем комментарии написала) Продублирую на всякий случай - ссылка на статью.
  5. Соня 10 дней назад
    А это не развод? Почему в Интернете продают?
  6. юлек26 (Тверь)   10 дней назад
    Соня, вы в какой стране живете? В интернете продают, потому-что магазины и аптеки ставят свою наценку зверскую. К тому-же оплата только после получения, то есть сначала посмотрели, проверили и только потом заплатили. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды до телевизоров и мебели.
  7. Ответ Редакции 10 дней назад
    Соня, здравствуйте. Данный препарат для лечения алкогольной зависимости действительно не реализуется через аптечную сеть и розничные магазины во избежание завышенной цены. На сегодняшний день заказать можно только на официальном сайте. Будьте здоровы!
  8. Соня 10 дней назад
    Извиняюсь, не заметила сначала информацию про наложенный платеж. Тогда все в порядке точно, если оплата при получении.
  9. Margo (Ульяновск)   8 дней назад
    А кто-нибудь пробовал народные методы, чтобы избавиться от алкоголизма? Отец пьет, никак не могу повлиять на него((
  10. Андрей ()   Неделю назад
    Каких только народных средств не пробовал, тесть как пил, так и пьет
  11. Екатерина Неделю назад
    Пробовала поить мужа отваром из лаврового листа (сказала что для сердца полезно), так он уже через час ушел с мужиками бухать. Не верю я больше в эти народные методы...
  12. Мария 5 дней назад
    Недавно смотрела передачу по первому каналу, там тоже про этот Alcolock говорили. Елена Малышева рекомендовала для лечения алкоголизма. Заказала, капаю своему по несколько капель в еду, он даже не знает об этом. Вчера, смотрю, пива купил себе, ну все думаю, не помогло, так он даже глотка не сделал, только понюхал и тут же рот полоскать побежал. Не понимает, что с ним происходит))
  13. Елена (врач нарколог) 6 дней назад
    Действительно, Alcolock показывает очень хорошие результаты. Основное премущество в том, что желание пациента избавиться от зависимости вовсе не нужно. Просто добавили пару капель в еду, и его уже воротит от спиртных напитков.
  14. александра (Сыктывкар)   5 дней назад
    Хорошее средство, свою цену полностью оправдывает. Аналогов я не встречала.
  15. Максим 4 дня назад
    А кодировать пробовал кто-нибудь пробовал пьющих?
  16. Татьяна (Екатеринбург)   Позавчера
    Угу, папу закодировали, 2 месяца держался, не пил. А потом сорвался, так напился, что скорую вызывали, кое-как откачали
  17. Елена (врач нарколог) Вчера
    Татьяна, кодирование это прошлый век, сейчас уже во всю используют Alcolock и к врачам ходить не нужно!
  18. Михаил (Москва)   Сегодня
    тоже помог Alcolock (заказывал по совету выше), должно сработать, попробуй
  19. Виктория Сегодня
    Вот здорово! Нужно заказывать, а то намучалась уже я со своим мужем, чего только не пробовала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 5 =