Конспект урока алкоголизм и его последствия

Конспект открытого урока по обж тема: «Алкоголь в компании»

Главная > Конспект

План – конспект открытого урока по ОБЖ

Тема: « Алкоголь в компании».

Профилактика алкоголизма и наркомании в младшем школьном возрасте направлена в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации. Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами. Необходимым условием эффективного воздействия на ребенка является тесная взаимосвязь с жизнью, где ребенок может реально увидеть влияние одурманивающих веществ на человека и оценить последствия.

Учитель: Тумакова Ирина Сергеевна

Цель: ознакомить учащихся с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя в компании.

Воспитательная: воспитать ценностное отношение к здоровью

— обучить учащихся, умению критически оценить ситуацию и поступки других людей,

— оказывать сопротивление негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников,

— формирование навыков эффективной социальной адаптации.

Развивающая: развитие коммуникативных качеств, устной речи, активизация словаря.

Оборудование: маркеры, листы чистой бумаги А4, тетрадные листы, конверты с ситуациями.

.учащиеся разделены на группы

.расположение дискуссионного зала (приложение №4)

в каждой группе выбирают командира и секретаря.

II. работа над новым материалом.

Учитель: Наблюдали ли вы, как люди отмечают праздники, как они готовят застолье?

Дети: Да, на столе стоят вкусные кушанья, спиртные напитки – шампанское, вино, водка.

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с распространенными мотивами употребления алкоголя подростками в компании и с тем, что из этого может получиться.

И так тема нашего урока «Алкоголь в компании»

Алкоголь содержаться в пиве, вине, шампанском и водке. Нет ни одного органа, который не подвергался бы разрушительному воздействию алкоголя. Быстро всасываясь в кровь, он разносится по всему организму, больше всего накапливается в мозгу, затем в печени, так же страдают легкие, сердце и почки.

(показать на рисунке «Внутренние органы человека»)

Каждая рюмка вина, каждый стакан пива, иногда только два-три глотка крепкого алкогольного напитка могут принести ущерб здоровью, снизить работоспособность, привести к несчастью.

Даже после малых доз алкоголя ослабляются и угнетаются функции мозга. Первые признаки: человек глупеет у него ухудшается память, он труднее усваивает новое. В подростковом возрасте употребление алкоголя особенно опасно, оно ведет к расстройству нервной системы и к серьезным психическим заболеваниям.

Т.е. человек находится изолированным от общения со сверстниками.

Учитель: Особенно сильно влияет алкоголь на организм девочек, это связано с тем, что их организм чувствительнее к различным воздействиям.

Одной из причин употребления алкоголя является неверное представление о нем, как о приятном и даже полезном напитке.

Наверное, что алкоголь прибавляет силы и снижает утомление. Опьяняя человека, он притупляет чувства, создает впечатление прилива сил.

Давайте разберемся, как же все-таки влияет на организм алкоголь и каковы его последствия.

2) тест «Тест об алкоголе» (приложение №1)

(вывешивается таблица на доске, а детям на столы выкладываются такие же бланки)

Каждой группе детей дается бланк для заполнения теста. Затем тест проверятся коллективно. И даются пояснения на каждый пункт теста.

Верно – «Ложь». Алкоголь не придает сил, а затормаживает человека. Он относится к классу веществ, угнетающих работу нервной системы. Угнетающие вещества действуют так: рефлексы не срабатывают быстро и эффективно. (пример из жизни : наблюдение за пьяным человеком которому тяжело подняться на ноги)

Верно – «Ложь». Когда люди много пьют, они теряют контроль над собой, злятся, ввязываются в драки. Половина всех убийств связана с употреблением алкоголя. Кроме того, подвыпившие люди часто совершают поступки, которых в последствии стыдятся.

верно – «Ложь». Употребление алкоголя является главной причиной смертности среди подростков и молодежи в возрасте 15-24 лет

верно – «Правда». Алкоголь всасывается непосредственно в кровь внутренней поверхностью желудка. Он не переваривается в желудке как пища.

Верно – «Правда» Алкоголем можно отравиться и умереть от отравления. К сожалению, некоторые люди умирали, пытаясь выпить как можно больше, например, на спор.

Верно – «Ложь» Алкоголь нарушает способность ясно мыслить и принимать правильные решения.

Верно – «Ложь». По статистике, от последствий употребления алкоголя умирает в несколько раз больше людей, чем от наркотиков.

Учитель: Ребята, давайте разберемся, почему подростки начинают употреблять алкоголь, зная о его вреде для здоровья.. Давайте, определим понятие «мотив»

(На доске прикрепляется надпись: «Мотив – это, то, что подталкивает человека к действию».

Напишите на листочках мотивы употребления алкоголя подростками в компании

Дети: — они хотят казаться взрослее;

— они хотят казаться не такими, какие они есть на самом деле.

— хотят быть частью, участником компании

— реклама, говорящая об успешности пьющего человека.

Учитель: А что хочет сказать нам реклама спиртных напитков?

Учитель: т.е. цель рекламы заставить нас приобрести и попробовать спиртные напитки.

На доске вывешиваем надпись:

«Запомните! Не все, что говорят об алкоголе разные люди и реклама, является правдой. Реклама алкоголя умалчивает о его вреде для здоровья».

Давайте сделаем те действия, которые себе не могут позволить пьющие подростки и взрослые люди.

Дети стоят на одной ноге, подпрыгивают с ноги на ногу, касаются пальцем кончика носа, приветливо здороваются с участниками группы и садятся на свои места.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: Вы замечательно показали возможности человека ведущего здоровый образ жизни и самое главное мы это делали с хорошим настроением.

У нас иногда создаются ситуации, которые могут испортить нам не только настроение, но и состояние здоровья. Это ситуации, в которые мы можем попасть.

Ребята у вас есть в конвертах ситуации и вам надо предложить пути решения выхода из ситуаций(приложение №2)

Дети работают в группах, затем на доске вывешивают способы выхода из сложившейся ситуации и доказывают свое решение

Дети выходят к доске и рассказывают о своих решениях. Все работы закрепляются на доске.

Под работами вывешивается надпись:

«Запомните! В ситуациях, опасных для здоровья, необходимо говорить «нет». Нужно вежливо и твердо отказывать».

Учитель: напишите 3 причины, по которым вы не стали бы пить алкоголь.

Дети пишут на листах, и листы дополняются ко всем работам на доске.

Учитель; Ребята, а как к вам отнесутся в компании из-за отказа принять алкогольный напиток.

Дети: Не будут с нами общаться, обидятся, посмеются…..

Учитель: Если к вам так отнесутся в компании, тогда нужна ли вам такая компания? Ребята давайте прочтем вот эти высказывания:. (приложение № 3)

Учитель: вы согласны с высказываниями?

Учитель: Теперь вы чувствуете уверенность в своем решении не употреблять алкоголь в компании?

Обобщение работ учащихся.

Учитель: сделаем вывод, почему мы не будем употреблять алкоголь.

чтобы не повредить своему здоровью.

чтобы после употребления алкоголя не было отрицательных последствий.

чтобы не расстраивать родителей и близких людей.

Учитель: мы сегодня отлично поработали, давайте поаплодируем всем и каждому из нас, мы молодцы! И за такую замечательную работы мы заслужили вознаграждение – это веселые воздушные шарики

Конспект лекции по теме — Алкоголизм — файл 1.doc

Доступные файлы (1):

    Смотрите также:
  • Женский алкоголизм[ лекция ]
  • Алкоголизм и его последствия[ документ ]
  • по содержанию и методике педагогической деятельности в социальной работе[ документ ]
  • Алкоголизм[ документ ]
  • макроэкономика[ лекция ]
  • Алкоголизм как болезнь общества[ документ ]
  • Конспект лекции по теме — Психопатии[ лекция ]
  • Конспект урока в 6 классе (5-ый год обучения) по теме Travelling[ лекция ]
  • Конспект урока. 7 класс[ лекция ]
  • Алкоголизм как социальная проблема молодежи[ документ ]
  • Конспект занятия по труду[ лекция ]
  • Конспект урока — Введение в биотехнологию: задачи, методы, достижения и перспективы[ лекция ]

Конспект лекции по теме — АЛКОГОЛИЗМ.

Краткий литературный обзор по зарубежной и отечественной наркологии достаточно подробно описан в литературе и останавливаться на нем нет особой необходимости.

Алкоголизм в своем люцидном варианте динамически развивается по стадиям. Коротко их опишем.

Продромальная стадия алкоголизма. Эту стадия выделяют многие авторы, поскольку до первой стадии всегда есть предшественники начала алкоголизма. Что привлекает к алкоголю людей. Чаще всего это лица молодого возраста 18-25 лет. Здесь может быть несколько причин:

  1. Сложившаяся культуральная традиция принимать алкоголь во время встреч, прощаний, праздников.

При общении прием алкоголя дает ощущение большей важности и глубины происходящего события.

  1. У молодежи часто появляется при общении с принятием алкоголя чувство легкости, естественности общения. Т.е. возникает обманчивый опыт социальной адаптации.
  2. У молодежи круг общения часто сужается до круга людей с теми же взглядами и системой ценностей, где общение происходит всегда в состоянии опьянения.
  3. Процесс приобщения к алкоголю нередко возникает у маленьких детей растущих в семьях, где родители часто употребляют алкоголь, даже не страдая алкоголизмом. Дети в игровой форме встречаются, садятся за стол, начинают пить лимонад, но при этом чокаться как взрослые и т.д.
  4. Молодые люди часто вместе с приемом алкоголя пользуются другими средствами отдыха развлечения : танцы, поездки.
  5. В такую группу молодого человека может привести и бегство от неприятных обстоятельств реальной жизни.
  6. На этом этапе критического отношения к приему алкоголя не бывает. Это становится частью приятной, повседневной жизни.
  7. Но молодые люди нередко начинают скрывать свои формы времяпровождения из за негативных реакций на этот образ жизни близких родственников.
  8. Критического отношения к приему алкоголя здесь не бывает. И даже при наличии пример экстремальных ситуаций у окружающих людей в состоянии опьянения критику это не порождает. Они относятся к созерцаемым событиям, как неудачам в жизни и не более того.
  9. Нередко алкоголь в таком состоянии используется для расслабления отдыха, легкости новых знакомств и легкости переносит неприятные ситуации.
  10. Молодые люди нередко прибегают к алкоголю для снятия стеснительности, робости, неуверенности если эти черты были у них в структуре личности.

Стремление к алкоголю на этой стадии может преодолеваться или скрываться в зависимости от внешних обстоятельств (для уклонения вмешательства своих родственников в свою личную жизнь, негативной реакции сотрудников по работе и начальников и т.д.).

На этой стадии уже начинает перестриваться личность человека, хотя еще не достигает уровня психопатизации, Можно сказать, что начинается этот процесс с акцентуации характера.

Человек становится более расслабленным, общительным, оптимистическим чаще в состоянии опьянения, но это нарастает и в состоянии трезвости.

А в трезвом состоянии он становится более иусклым, апатичным, что его удручает и вновь приводит к мысли о целесообразности употребления алкоголя.

Начинает формироваться алкогольная система ценностей, алкогольное мировоззрение, появляется алкогольный юмор. Общение все больше и больше сводится к алкогольным компаниям, где возникает обманчивость ощущений что так жизнь интересна, много новой информации, там друзья и хорошие люди.

В разговорах об алкоголе часто выясняется то, что они относятся к нему как к положительному. Появляются и некоторые изменения в характер человека: синтонность, гипертимность характера, некоторая психостеничность, аффективно неустойчивость характера.

На этой стадии можно наблюдать так называемое «Условно-рефлекторное опьянение», когда только в предчувствии принятия спиртных напитков, их созерцания, наличия запаха и т.д. возникает ощущения: легкая эйфория, потливость, более энергично бьется сердце. Усиления тяги к алкоголю на этой стадии не наблюдается. На этой стадии очень часто можно наблюдать и усиленное употребление других психоактивных веществ: чай, кофе, табакокурение.

Лечение. Если у больного на этой стадии нет патологической почьвы, заставляющей его употреблять алкоголь, то ему необходима интенсивная психотерапия.

^ Первая, начальная стадия

Длительность 1 стадии составляет от 3 до 10 — 15 лет.

На этой стадии появляется выраженное влечение к алкоголю, которое становится одним из ведущих и самых активных влечений среди других. Здесь влечение к алкоголю возникает уже в состоянии опьянения. В опьянении оно даже сильнее, чем в состоянии трезвости. Утрачивается количественный контроль употребления алкоголя, но при сохранности ситуационного контроля своего поведения. Внешние обстоятельства могут прервать реализацию потребности в принятии алкоголя. Т.е. у больных в предчувствии застолья поднимается настроение, проявляется энтузиазм и активность, несостоявшийся прием алкоголя вызывает раздражительность и агрессивность. Отсрочку в принятии алкоголя больные часто компенсируют большей дозой при приеме.

Не алкогольные мотивы поведения остаются, но тускнеют и упрощаются, хотя больные еще могут сохранять работу. Здесь отмечается рост толерантности к опьяняющему действию алкоголя.

Опьянение. В эйфории уже могут появляться отрицательные эмоции – раздражительность, некоторая угнетенность настроения, пессимистические высказывания. Появляются и учащаются состояния глубокого опьянения.

Потребление алкоголя становится более длительным, оно стремится как бы к непрерывной форме, но потребление часто прерывается внешними объективными обстоятельствами.

Похмельный синдром не формируется, но после пьянства состояние заметно ухудшается: слабость, раздражительность, нарушения сна, неприятные соматические ощущения. И т.д.

Появляется склонность к расстройствам сна, которые больные пытаются устранить приемом алкоголя как снотворного вещества. Утром возникает тенденция самостимуляции крепким чаем, кофе, если нет возможности употребить алкоголь.

Обращение к медицине на этом этапе возможно, но чаще носит характер необходимости сохранения работы и получения денег.

Само влечение к алкоголю приобретает характер психической зависимости. Больные фактически испытывают навязчивости при невозможности реализовать свою потребность.

Появляются амнестически формы опьянения, когда больные даже при внешне не глубоком опьянении после протрезвления не могут вспомнить событии предыдущего дня.

Больные здесь не считают себя больными «Могу же я не пить 2-3 дня».

Стилистически пьянство здесь может быть чаще коллективным, но может периодически при внешне не благоприятных обстоятельствах становится и одиночным.

На этой стадии известен феномен «тайного пьянства», когда больные тщательно и обдуманно скрывают факт употребления алкоголя.

^ 2-ая стадия алкоголизма.

Здесь появляются уже только запойные формы потребления алкоголя.

В зависимости от состояния психики и нервной системы здесь мы видим начало падения толерантности к опьяняющему действию алкоголя. Это всегда сопровождается формированием абстинентного синдрома, который вносит свою лепту в форму потребления. Плохое самочувствие после вчерашнего пьянства вызывает настолько плохое самочувствие, что больные вынуждены вновь употреблять алкоголь. Появляются измененные формы опьянения: в опьянении больные могут наряду с эйфорией могут испытывать раздражительность, агрессивность,

Опьянения становятся амнестическими, когда больные утрачивают память о событиях бывших в опьянении. В динамике многодневного пьянства больные не могут вспомнить событий бывший с ними в этот период.

Происходят изменения личности. Резко заостряются преморбидные черты характера, но они просматриваются тускло, поскольку покрываются выраженным морально-этическим снижением, снижением памяти, интеллекта.

На этом этапе развития алкоголизма могут возникать алкогольные психозы.

Обязательны будет неврологические и соматические расстройства: кардиопатии, жировая дистрофия печени, гепатиты, гастриты, артериальная гипретензия.

Социальная ситуация здесь существенно драматизируется: часто возникают разрывы семейных отношений (разводы), профессиональное и социальное снижение – утрата работы, должности, попадание в ситуации с правонарушениями. В опьянении утрачивается ситуационный контроль.

^ 3-я стадия алкоголизма.

Статистика здесь такова:

Около 70% это больные моложе 45 лет, остальные 30% старше 45 лет, но моложе 60 лет.

Здесь наблюдается клиническое утяжеление симптоматики 2 стадии и так же появление новых симптомов.

  1. Важный симптом явное снижении толерантности к опьяняющему действию алкоголя.
  2. Исчезают, если были псевдозапои, появляются истинные запои
  3. Обязательно наблюдается алкогольная деградация личности

Утяжеление старых симптомов:

  1. Утяжеляются соматические последствия хронического отравления организма
  2. Утяжеляются наркологические последствия бывшего ранее алкоголизма
  3. Утяжеляются социальные последствия

Влечение к алкоголю внешне сохраняет сходство с о второй стадией, но если ранее была борьба мотивов, то теперь она, как правило, исчезает. Влечение обретает безальтернативный характер, сходный по сравнению многих авторов с голодом и жаждой.

Больные явно пренебрегают социальными и этическими аспектами нашей повседневной жизни.

Наблюдается в состоянии опьянения явная утрата количественного контроля и социального контроля – больные могут пить в долг, продать вещи для получения денег, украсть и совершать другие противоправные действия. Способы употребления — больные уже чаще употребляют алкоголь в одиночестве или с малознакомыми, случайными людьми.

Опьянение. Здесь наблюдаются и другие формы опьянения, которых раньше чаще всего и не наблюдалось: С преобладанием эпилептоидных форм поведения, с вязким дисфорическим эффектом, с придирчивостью, гневливостью, с угрюмой раздражительностью, агрессивностью. Нередко опьянение принимает форму оглушения со слезливостью, вязкостью мышления, утратой ориентировки, утратой привычных навыков и других сложно организованных психомоторных действий.

^ Абстинентный синдром . Здесь он проявляется в развернутой форме и явным преобладанием. Постабстинентное состояния затягивается до 3-10 дней. Здесь наблюдаются: сомато-неврологические расстройств, психические расстройства, тревога, сниженное настроение, фобии обыденного содержания. Нередко включается судорожный компонент вплоть до развернутых припадков или абортивных пароксизмов. Явно присутствует психоорганический синдром во всём комплексе своих проявлений. Постоянно присутствуют различные неврологические расстройства.

Форма употребления алкоголя может перемежаться — то запои, то постоянное ежедневное пьянство.

Явно наблюдается прогрессирующее снижение толерантности.

Лечение. Его интенсивность и многоориентированность зависит от стадии алкоголизма. Первая задача это очистка организма от алкоголя и продуктов его метаболизма. Далее используются транкивилизаторы, которые ослабляют физическую зависимость, ноотропы, сосудистые препараты и другие, в зависимости от сомато — неврологичекого состояния. Обязательно нужна психотерапия в зависимости от сохранности личности и психики в целом больного. Нужна и семейная психотерапия с ориентацией семьи на помощь и поддержку заболевшего.

Синдром отмены алкоголя легкой степени тяжести (F 10.2.4.2., F 10.3) определяется по следующим симптомам: астения, потливость, прерывистый сон, плохой аппетит, легкий тремор рук, пониженное настроение, контролируемое влечение к алкоголю.

Лечение синдрома отмены предусматривает следующее:

1. Детоксикация в течение 2-3 дней подряд: декстран 40, декстран 70, поливидон, трисоль, хлосоль, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы — в/в капельно; тиосульфат натрия, унитиол.

2. Витамины: тиамин, пиридоксин, цианкобаламин, аскорбиновая кислота, никотиновая кислота, тиоктовая кислота, фолиевая кислота.

3. Транквилизаторы и снотворные: хлордиазепоксид, оксазепам, нитразепам, медазепам, феназепам, реладорм, фенобарбитал.

4. Антиконвульсанты: карбамазепин, вольпроевая кислота.

5. Дегидратирующие: фуросемид, триампур.

6. Нейролептики: тиоридазин, перициазин.

7. Физиотерапия: электротранквилизация (ЛЭНАР), ИРТ.

8. Психотерапия: рациональная, суггестия на фоне электротранквилизации.

Синдром отмены алкоголя средней степени тяжести (F 10.2.4.2., F 10.3) определяется по следующим симптомам: разбитость, слабость, потливость, сердцебиение, головокружение, головная боль, беспокойный сон, отсутствие аппетита, жажда, метеоризм, подавленность, раздражительность, тревога, активное влечение к алкоголю, а также тремор рук, век, языка.

Лечение предусматривает следующее:

Детоксикация в течение 3-5 дней подряд: декстран 40, декстран 70, поливидон, трисоль, хлосоль, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы — в/в капельно; тиосульфат натрия, унитиол

2. Витамины: тиамин, пиридоксин, цианкобаламин, аскорбиновая кислота, никотиновая кислота, тиоктовая кислота, фолиевая кислота.

3. Транквилизаторы и снотворные: хлордиазепоксид, оксазепам, нитразепам, медазепам, феназепам, реладорм, фенобарбитал.

4. Антиконвульсанты: карбамазепин, вольпроевая кислота.

5. Дегидратирующие: фуросемид, триампур.

6. Нейролептики: тиоридазин, перициазин.

7. Физиотерапия: электротранквилизация (ЛЭНАР), ИРТ.

8. Психотерапия: рациональная, суггестия на фоне электротранквилизации.

9. Гепатопротекторы: эссенциале, хофитол.

10. Ноотропы: пирацетам, пикамилон, гопантеновая кислота, пиритинол.

Синдром отмены алкоголя тяжелой степени (F 10.2.4.2., F 10.3) определяется по следующим симптомам: резкая слабость, затрудненный контакт, бессонница, ночные страхи, эпизодические иллюзии и галлюцинации, идеи виновности и отношения, головная боль, головокружение, гиперакузия, сильный тремор всего тела, тревога, двигательное беспокойство, профузный пот, сердцебиение, тошнота, сильное влечение к алкоголю.

Лечение предусматривает следующее:

1. Детоксикация в течение 5-7 дней подряд: декстран 40, декстран 70, поливидон, трисоль, хлосоль, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы — в/в капельно; тиосульфат натрия, унитиол.

2. Витамины: тиамин, пиридоксин, цианкобаламин, аскорбиновая кислота, никотиновая кислота, тиоктовая кислота, фолиевая кислота.

3. Транквилизаторы и снотворные: хлордиазепоксид, оксазепам, нитразепам, медазепам, феназепам, реладорм, фенобарбитал.

4. Антиконвульсанты: карбамазепин, вольпроевая кислота.

5. Дегидратирующие: фуросемид, триампур.

6. Нейролептики и антидепрессанты по истечении 7 дней с начала лечения.

7. Физиотерапия: электротранквилизация (ЛЭНАР), ИРТ.

8. Психотерапия: рациональная, суггестия на фоне электротранквилизации.

9. Гепатопротекторы: эссенциале, хофитол (а также современный препарат — метадоксил).

10. Ноотропы: пирацетам, пикамилон, гопантеновая кислота, пиритинол.

11. Немедикаментозная терапия: обильное питье, очистительная клизма, афферентные методы детоксикации (плазмоферез 1-3 раза), поверхностная краниоцеребральная гипотермия (ПКЦГ).

Синдром отмены алкоголя в тяжелой степени при зависимости от алкоголя конечной стадии (F 10.2.4.3., F 10.3) определяется по следующим симптомам: резкая слабость, затрудненный контакт, бессонница, ночные страхи, эпизодические иллюзии и галлюцинации, идеи виновности и отношения, головная боль, головокружение, гиперакузия, сильный тремор всего тела, тревога, двигательное беспокойство, профузный пот, сердцебиение, тошнота, сильное влечение к алкоголю.

Лечение предусматривает следующее:

1. Детоксикация: поливидон, декстран 70, декстран 40, трисоль, хлосоль, раствор Рингера — внутривенно капельно; физиологический раствор, 5% раствор глюкозы — п/к капельно; сульфат магния 25% 5-10 мл с 10 % раствором глюкозы в/в капельно; тиосульфат натрия в/в, хлористый кальций в/в.

2. Витамины: тиамин, пиридоксин, цианкобаламин, аскорбиновая кислота, никотиновая кислота парентерально; фолиевая кислота, рибофлавин внутрь.

3. Мочегонные: манитол в/в, фуросемид в/м или внутрь.

4. Симптоматические средства: сердечные (дигоксин, строфантин), антиаритмические (пропранолол, амиодарон), антиангинальные (клонидин, папаверин), аналептики (никетамид, сульфокамфокаин), спазмолитики (пентоксифеллин, нитроглицерин пролонг, нифедипин).

5. Транквилизаторы и снотворные: фенобарбитал, реладорм, натрия оксибутират, диазепам, оксазепам, феназепам, нитразепам, медазепам.

6. Ноотропные препараты: пирацетам, гопантеновая кислота, пикамилон.


      Немедикаментозная терапия: очистительная клизма, плазмоферез, электротранквилизация (ЛЭНАР).

    Купирование психомоторного возбуждения

    С этой целью внутривенно вводят диазепам по 10-40 мг одномоментно (до 60-70 мг/сут). При недостаточном седативном эффекте или при его отсутствии рекомендуется введение 2-4 г натрия оксибутирата, растворенных в 20 мл 5 % раствора глюкозы, 3-4 раза в сутки внутрь или в виде официнального 20 % водного раствора, внутривенно медленно. Для купирования возбуждения могут быть использованы и другие препараты (барбамил 0,5-0,6 г 2-3 раза в сутки, фенобарбитал 0,3 г 1 -2 раза в сутки, аминазин 25 мл в 500 мл физиологического раствора капельно внутривенно, дипразин 50 мг или димедрол 10-30 мг внутримышечно).

    Борьба с обезвоживанием и гиповолемией

    В этих случаях необходимо проводить регидратацию. Ее можно начать с внутривенного капельного введения 5 % раствора глюкозы по 700-1500 мл/сут в сочетании с инсулином (8-16 ЕД). Наряду с этим используют обладающие выраженными дезинтоксикационными свойствами низкомолекулярные плазмозаменители — гемодез (внутривенно капельно по 400 мл 2-3 раза в сутки) и реополиглюкин (внутривенно капельно по 500-1500 мл/сут). Общее количество вводимой жидкости исчисляют с учетом суточной потребности организма (2500-2800 мл), обезвоженности, способности больного пить и диуреза. Количество вводимой жидкости должно быть равно суточному диурезу плюс 400 мл (потери при дыхании), плюс 400 мл на каждый градус температуры выше 37° С [Цыбуляк Г.Н., 1975, цит. по: Качаев А.К., Иванец Н.Н., Шумский Н.Г., 1983, с. 353]. Об эффективности лечения обезвоженности свидетельствует снижение относительной плотности мочи и увеличение диуреза до 400-500 мл за 8 ч. Для контроля диуреза в мочевой пузырь вводят катетер.

    Борьба с гипергидратацией

    Если у больного есть гипергидратация (периферические отеки, переполнение кожных вен, симптомы отека мозга и легких), то вначале следует проводить дегидратацию. Для этого внутривенно капельно вводят 500-1000 мл гипертонического (10—20%) раствора глюкозы с инсулином (1 ЕД инсулина на каждые 4 г сухой глюкозы), хлоридом калия (50-100 мл 3% раствора) или панангином (10 мл), раствором концентрированной плазмы (содержимое 1 ампулы внутривенно капельно) в сочетании с одним из диуретиков (фуросемид, маннит, мочевина) до достижения положительного диуреза, то есть когда количество мочи превысит количество вводимой жидкости на 10%. Общее количество инфузионных растворов определяется количеством выделенной мочи. Для борьбы с гипокалиемией, обусловленной усиленным диурезом, вводят хлорид калия (50-100 мл 3% раствора внутривенно медленно) или панангин (10 мл внутривенно).

    Борьба с сердечной и острой сосудистой недостаточностью.

    При артериальной гипотонии, обусловленной сердечной недостаточностью (глухость сердечных тонов, венозная гипертензия, переполнение кожных вен, учащение пульса, цианоз), показаны кардиотонические средства (строфантин, коргликон). При артериальной гипотонии, развивающейся в связи с обезвоживанием, лечебные мероприятия направлены на восстановление объема циркулирующей крови (5% раствор глюкозы, реополиглюкин внутривенно капельно). При артериальной гипотонии, обусловленной острой сосудистой недостаточностью (внезапное снижение АД, бледность кожных покровов, глухость сердечных тонов, частый и малый пульс), показано введение ваэопрессоров, например адреналина (1 -2 мл 0,1% раствора в 100 мл 5% раствора глюкозы внутривенно со скоростью 30-60 капель в мин). При выраженном коллапсе 0,5 мл 0,1% раствора адреналина или 0,5 мл 0,2% раствора норадреналина вводят внутривенно струйно. Во всех случаях коллапса показаны глюкокортикостероидные гормоны — преднизолон (50-100 мг/сут внутривенно), гидрокортизон. При острой левожелудочковой недостаточности (нарастающая одышка, цианоз, тахикардия, участие в акте дыхания вспомогательных мышц) показано введение коргликона (1 мл 0,06 % раствора в 20 мл 40% раствора глюкозы), глюконата кальция (10 мл 10% раствора внутривенно), эуфиллина (5-10 мл 2,4% раствора внутривенно); 40 мг фуросемида внутривенно.

    Борьба с расстройствами дыхания

    Для предупреждения обтурации дыхательных путей больного нужно правильно уложить в постели, удерживать нижнюю челюсть для предотвращения западения языка, обеспечить туалет полости рта и трахеобронхиального дерева с помощью отсоса, ввести атропин (устранение “затопления” слизью).

    Воспалительные или застойные изменения в легких ликвидируются с помощью антибиотиков, сульфаниламидов, сердечных гликозидов.

    Во всех случаях расстройств дыхания, в том числе и при центральном нарушении дыхания, необходимо проводить оксигенацию через носовой катетер.

    При развитии отека легких (обильная пенистая мокрота, разнокалиберные хрипы над всей поверхностью легких) проводят ингаляции кислорода с парами спирта для пеногашения. Наряду со строфантином и коргликоном показано применение кокарбоксилазы (100-150 мг внутривенно), хлорида кальция (10 мл 10% раствора внутривенно), антигистаминных препаратов дипразина (25-50 мг внутривенно), димедрола (20-30 мг внутривенно), эуфиллина (5-10 мл 2,4% раствора внутривенно медленно), глкжокортикостероидных гормонов — гидрокортизона (100-150 мг в 100 мл 5% раствора глюкозы внутривенно), преднизолона (30-60 мг внутривенно струйно). Применение адреналина и норадреналина противопоказано, поскольку они увеличивают нагрузку на левый желудочек, усиливая периферическое сосудистое сопротивление.

    Борьба с отеком мозга

    При симптомах отека головного мозга, если функция почек не нарушена, внутривенно капельно вводят 30% раствор мочевины из расчета по сухому веществу 1г/кг или 20% раствор маннитола из расчета по сухому веществу 1-1,5 г/кг. При патологических изменениях мочи показано применение фуросемида (40-80 мг внутривенно струйно через каждые 4 часа, всего 500 мг/сут). Одновременно применяют гипертонический раствор глюкозы (100-1500 мл 10-20% раствора) в сочетании с инсулином (1 ЕД инсулина на каждые 4 г сухой глюкозы)/ хлорид калия (50-100 мл 3% раствора) или панангином (10 мл), плазмы, сульфатом магния (10 мл 25% раствора 2 раза в сутки), а также эуфиллин (4 мл 2,4% раствора через каждые 4 ч, витамины группы В, аскорбиновую кислоту, кокарбоксилазу (100-150 мг внутривенно), глюкокортикостероидные гормоны — преднизолон (до 500 мг/сут), гидрокортизон (до 500 мг/сут), краниоцеребральную гипотермию.

    Борьба с гипертермией

    При стойкой гипертермии, не связанной с присоединением интеркуррентных заболеваний, назначают анальгетики (10 мл 4% раствора амидопирина или 2 мл 50 % раствора анальгина внутривенно). Одновременно используют физические методы охлаждения — больного раздевают, охлаждают потоком воздуха с помощью вентилятора, кладут пузыри со льдом на область магистральных сосудов, обтирают спиртом. Для эффективности проводимой терапии используют так называемые литические смеси — внутримышечно аминазин (50 мг) в сочетании с дипразином (50 мг) и промедолом (1 мл 1% раствора).

    Борьба с почечной недостаточностью

    Для предупреждения почечной недостаточности проводят следующие мероприятия: 1) измеряют диурез с помощью введенного в мочевой пузырь катетера; 2) при обезвоживании своевременно проводят регидратацию; 3) устраняют ацидоз и гипоксию; 4) при появлении олигурии вводят фуросемид (40-60 мг через каждые 4-6 ч внутривенно струйно).

    Для дезинтоксикации рекомендуется введение гемодеза и реополиглюкина. С конца 70-х гг. при лечении тяжелых делириев используют дезинтоксикационную терапию с помощью гемосорбции. Метод заключается в пропускании крови больного через активированный уголь, который путем сорбции извлекает токсические вещества. Во время гемосорбции больным можно вводить полиглюкин, реополиглюкин, желатиноль, поляризующую смесь, 4% раствор бикарбоната натрия, седуксен [Лопухин Ю. М., Морковкин В. М., Молоденков М. Н. и др., 1979; Лужников Е. А., Чуркин Е. А., Горбунова Н. А. и др., 1979].

    Борьба с расстройствами деятельности печени

    При симптомах поражения печени (увеличение и болезненность печени, телеангиэктазии, эритема ладоней, желтушность слизистых кожи, симптомы диспепсии, гипербилирубинемия, гипопротеинемия, увеличение содержания глобулинов) применяют концентрированные растворы глюкозы (10-20% раствор из расчета по сухому веществу 3 г/кг веса тела) в сочетании с инсулином (1 ЕД инсулина на каждые 4 г сухой глюкозы), витамин С (20 мл 5% раствора), витамины группы В, а также кокарбоксилазу, метионин (0,25-0,5 г 3-4 раза в сутки), гормональные средства — преднизолон, гидрокортизон по 2-4 мг/кг/сут.

    Урок ОБЖ «Алкоголь и подросток»

    Образовательные:

  1. объяснить учащимся действие алкоголя на организм;
  2. познакомить с распространёнными мотивами и последствиями употребления алкоголя.
  3. Развивающие:

  4. развивать способности учащихся к социальному взаимодействию и сотрудничеству (работе в группах);
  5. способствовать развитию критического мышления.
  6. Воспитательные:

  7. способствовать выработке негативного отношения к употреблению алкоголя.
  8. Оборудование и материалы, необходимые для занятия: компьютер, презентация, бумага, фломастеры, клей, раздаточный материал.

    II. Сообщение темы и целей урока.

    Учитель: Народная китайская мудрость гласит: «Путь длиной в тысячу шагов начинается с первого шага». И это относится к любому пути: в каждый момент перед тобой выбор — пойдёшь ты по пути разума или по дороге, которая приведёт тебя к бездне.

    На прошлом уроке мы говорили о самой распространённой вредной привычке — курении. Тема нашего сегодняшнего урока: «Подросток и алкоголь». СЛАЙД 1.

    Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (ответы детей)

    Что такое алкоголь? Как он воздействует на организм подростка? Каковы последствия этого воздействия? А также, каковы возможные способы решения жизненных проблем без употребления алкоголя? — Вот круг вопросов, которые мы обсудим на уроке.

    III. Новый материал.

    1. Актуализация знаний.

    Самый опасный и распространенный наркотик выпускается не в таблетках и капсулах, а в банках или бутылках. Достаточно странно, но этот наркотик вполне легален. Национальный совет по алкоголизму утверждает, что ежегодно от алкоголя погибают 98 тысяч человек — в это число входят заболевания, связанные с алкоголизмом, автомобильные катастрофы, самоубийства, убийства на почве злоупотребления алкоголем и т.п. Ни один другой наркотик не может похвастать таким массовым уничтожением молодых людей обоего пола, каждый пятый из которых является у нас бытовым пьяницей.

    Кривая подросткового алкоголизма в последние годы поползла вверх. Некоторые родители облегчённо вздыхают, когда узнают, что их чада «всего лишь» пьют. Иные родители даже поощряют своих детей к выпивке. Полагая, что «незапретный» плод будет менее сладок. Однако, как правило, всё происходит как раз наоборот. За последние 3 года заболеваемость алкоголизмом среди подростков выросла в 5 раз.

    Чем же грозит человеку увлечение алкоголем?

    Для начала давайте сформулируем определение понятий алкоголь, алкоголизм.

    Алкоголь — это вредное для здоровья вещество, которое содержится в пиве, вине, шампанском, водке.

    Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам.

    — Ребята, вам приходилось видеть человека, находящегося в сильной степени опьянения?

    — Какие чувства он у вас вызвал?

    — Как он выглядит? Как себя ведёт? Какова его речь? (ответы детей)

    2. Новый материал.

    Понятие об алкоголизме у большинства людей ассоциируется с типичным обликом алкоголика в неряшливой одежде, грязной обуви, с трясущимися руками и с отёчной багровой физиономией. Это верно, но в тяжёлой стадии заболевания. А сколько алкоголиков и не подозревают о страшном диагнозе, который имеют и сочли бы личным оскорблением даже намёк на это. Так что же влияет на формирование алкогольной зависимости?

    Можно выделить 3 фактора, которые играют решающую роль в формировании алкоголизма:

    Социальный фактор: культурный и материальный уровень жизни, стрессы, информационные перегрузки, урбанизация.

    Биологический фактор: наследственная предрасположенность. /по данным исследований до 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать потенциальными алкоголиками/.

    Психологический фактор: психоэмоциональные особенности личности, способность к социальной адаптации и противостоянию стрессам.

    Алкоголизм, как правило, развивается после нескольких лет пьянства (иногда за 1-2 года). Зависимость от алкоголя формируется тем быстрее, чем моложе человек. У подростков, которые начинают употреблять алкоголь, зависимость развивается в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых и может сформироваться в течение нескольких месяцев. Подростковый алкоголизм носит тяжёлый злокачественный характер, приводит к деградации личности: один зарубежный исследователь поставил жестокий эксперимент на собственных детях: он давал им ежедневно по 100г лёгкого виноградного вина. Сразу после приёма дети становились оживлёнными, задорными, очень бойкими, но довольно скоро их охватывала вялость, а затем сонливость. Занимались они с трудом, почерк у них портился, становился неуклюжим. При вычислении они допускали множество ошибок, им сложно было заучивать тексты, ещё сложнее своими словами пересказать прочитанное. В школе поведение их ухудшилось, становилось более беспечным, а успеваемость неуклонно снижалась.

    Как видим, привыкание к алкоголю в детском возрасте происходит очень быстро, а последствия катастрофические. Подросток тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно. Что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро и что есть зло — всё перепутывается в голове несчастного! Такие дети часто находятся на учёте врача-психиатра или помещаются в психиатрическую клинику.

    Обратите внимание на экран. СЛАЙД 4

    По данным Центра социологических исследований Минобразования России:

    Употребляют алкоголь 81,8 % несовершеннолетних и молодёжи 11-24 лет.

    Средний возраст начала употребления алкоголя — 13 лет.

    Около 40% детей впервые познакомились с алкоголем в возрасте от 11 до 14 лет, в том числе:

    • на дискотеках и клубах — 32%;
    • в компаниях -52.3%;
    • в учебных заведениях — 5.8%;
    • в одиночестве — менее 4%.

    Цифры ужасающие. Так почему же люди употребляют спиртные напитки? Почему начинают пить подростки? Давайте вместе попытаемся ответить на этот вопрос.

    Обратите внимание на диаграмму, отражающую результаты социологических опросов.

    Почему начинают пить подростки.

    • поднять настроение — 38%;
    • преодолеть чувство скованности, стеснения — 37%;
    • не отстать от других, чувствовать себя «своим» -23%;
    • так принято, по традиции — 20%;
    • забыть о неприятностях — 17%;
    • ощущение бессмысленности жизни — 25%;
    • острые ощущения — 15%
    • от скуки — 23%

    Действительно, при употреблении небольшого количества алкоголя обычно настроение повышается, появляется чувство комфорта, люди становятся общительными, разговорчивыми. Многие прошли через эту, на первый взгляд, такую безобидную стадию. Но сколько непоправимых бед происходит в дальнейшем.

    Алкоголь оказывает пагубное влияние на все клетки организма человека. Проникнув в организм, алкоголь начинает вести свою разрушительную работу. Давайте рассмотрим физиологические аспекты алкоголизма.

    Алкоголь воздействует на организм разными способами. Он обрушивается на органы пищеварения и кровообращения, на головной и спинной мозг. Твои кровеносные сосуды расширяются, ты чувствуешь прилив тепла. Сигналы из того участка мозга, который управляет твоими движениями, попадают к местам назначения весьма искажёнными, и степень их искажённости зависит от количества выпитого. В результате язык начинает заплетаться, в глазах двоится и троится, ходить прямо ты уже не можешь, а руки трясутся. Но, словно всего этого недостаточно, некоторые колёсики в твоей голове перестают вертеться, а именно эти колёсики отвечают за здравый смысл — вот почему упившийся Вова или Петя рассказывает древний анекдот, сам умирает со смеху, и, в конце концов, его бросают в углу наедине с самим собой.

    Алкоголь убивает: тысячи человек умирают ежегодно только лишь от алкогольного отравления. Для того чтобы оправиться на тот свет столь изысканным способом, вам вовсе не обязательно допиваться до бесчувствия: вполне достаточно дозы, которую не выдержит сердце или с которой не справится печень!

    Степень опьянения зависит от твоих габаритов, количества алкоголя, его крепости, от скорости, с которой ты его выпил, от количества пищи в твоём желудке, от того, насколько хорошо в тот день работал твой организм.

    Информацию эту тему радостной не назовёшь, но и обойти её тоже нельзя. Ознакомимся с тем, что способен сделать алкоголь с нашим организмом. СЛАЙД 6

    ЦНС — нарушения психики, координации.

    ССС — гипертония, инсульт.

    Репродуктивная система — сексуальные расстройства, дети с патологиями.

    Печень — цирроз, дистрофия.

    Пищеварительная система — гастриты, язвы.

    Ребята! Перед вами макет внутренних органов человека. Давайте отметим органы, которые являются мишенями для поражения алкоголем (отмечают фишками-кругами яркого цвета).

    Что же открывается нашему взору? Какие выводы мы можем сделать? (ответы детей)

    ВЫВОД: нет ни одного органа или системы алкоголика, которые не поражались бы при употреблении алкоголя.

    Мы рассмотрели вопрос о влиянии алкоголя на организм человека. Но ведь алкоголь разрушает не только физическое здоровье, но и духовное, разрушает социальную сферу жизни человека.

    3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (метод кооперативно- группового обучения). Учащиеся делятся на 4 группы: ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    I группа — медицинские работники — обсуждают вопрос об отрицательном воздействии алкоголя на здоровье.

    II группа — спортсмены — обсуждают вопрос об отрицательном влиянии алкоголя на физическую подготовку человека.

    III группа — психологи -обсуждают вопрос об отрицательном влиянии алкоголя на психику человека.

    IV группа — социальные работники — обсуждают вопрос о разрушительном воздействии алкоголя на семью и воспитание детей. СЛАЙД 7

    После выступления каждой группы, учащиеся делают вывод.

    Источники: http://gigabaza.ru/doc/98819.html, http://gendocs.ru/v9499/конспект_лекции_по_теме_-_алкоголизм, http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/580193/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + 7 =