Родительское собрание по проблеме алкоголизм в семье

Родительское собрание «Подростковый алкоголизм»

Для подростка безвредных алкогольных напитков не существует!”.
Ведущий нарколог России,
доктор медицинских наук
Эдуард Арменакович Бабаян

Подростковый алкоголизм – это та проблема, от которой никуда не денешься. С ней следует бороться, ведь количество ребят в возрасте от 12 до 18 лет, которые употребляют спиртное, с каждым годом растет.

Мотивы употребления алкоголя подростками:

а) нравится, приятно — 45,1- 60,6%;
б) влияние компании ровесников — 1l,2-22,5%;
в) снятие напряжения — 12-15,4%.

Причины употребления алкоголя подростками

Яркие, красочные этикетки отечественных и заморских коктейлей, пива, крепких напитков бросаются в глаза, они доступны и относительно дешевы.

б) Безнадзорность и вседозволенность в семьях (равнодушие).

По статистике, 53% подростков, часто употребляющих алкоголь, лишены внимания и контроля со стороны родителей.

Психология подростков такова, что они хотят казаться взрослее, самостоятельное. Они всегда подражают своим кумирам эстрады, кино, телесериалов, как они пытаются вести себя, говорить, употреблять спиртное, курить. Подростки вообще по своей природе склонны к подражанию всего того, что полагается модным, лучшим, престижным.

Большое значение имеет и подростковый конформизм – подражание себе подобным в кругу друзей. При этом если в пьющей пиво компании находится кто-то отказывающийся от этого напитка, то он подвергается в этой среде насмешкам, презрению и, в конечном итоге, изгоняется из группы.

в) Гиперопека подростка.

Стремясь оградить ребенка от всех трудностей, всячески потакая ему во всем, родители воспитывают морально слабое, безвольное существо, которое попадая в другую среду, легко поддается дурным влияниям, поскольку у него отсутствуют моральные тормоза.

г) Алкоголизм родителей.

Большое значение при раннем употреблении спиртных напитков имеют взрослые и, прежде всего, родители. Если в семье еженедельно устраивается коллективная пьянка, то ребенок воспринимает это естественным и в последующем начинает себя вести точно так же. В таких семьях дети рано приобщаются к алкоголю. Родители приобщают детей к выпивке в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет.

Среди семей подростков, часто употребляющих алкоголь, встречается 5,7% семей, в которых употребляют алкоголь оба родителя, 58,1% семей, в которых употребляет спиртное только отец. И нет ни одной семьи, в которой вообще бы не употреблялись алкогольные изделия.

д) Социально неустойчивые семьи.

91% семей, где подростки часто употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи. Среди семей подростков, часто употребляющих алкоголь, процент неполных семей и повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у не потребляющих.

По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки.

Приобщение к алкоголю

По статистике, мальчики в 4 раза чаще пробуют спиртное в раннем возрасте, нежели девочки. Приобщение к алкоголю девочек протекает медленнее. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, знакомятся с алкоголем, в более старшем возрасте происходит у них, и наибольшее приобщение к употреблению спиртного в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).

До 11-летнего возраста первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают для «аппетита», «лечат» вином, а то и сам ребенок из любопытства пробует спиртное. В более старшем возрасте мотивами и, первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: праздник, семейное торжество, день рождения, прием гостей и т.д. С 14-15 лет появляются такие доводы, как «неудобно отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и прочее.

Влияние алкоголя на подростков

По данным научных исследований; употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом не только задерживается развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий, эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется, «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.

Употребление алкогольных изделий в подростковом возрасте нередко способствует появлению или заострению таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, замкнутость отчужденность. При неустойчивой нервной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток под влиянием алкоголя становится более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения.

Приобщение к алкоголю подростков приводит к изменению системы ценностей и привычек. Времяпровождение они обычно проводят в кругу пьющих друзей путем бесцельного гуляния по улицам, просиживания в подъездах, слушанья модной музыки, сопровождаемых приемом алкоголя. При этом совсем не остается ни времени, ни желания для саморазвития и других интеллектуальных занятий: чтения, учебы, воспринимаемых как скучная и ненужная обязанность. Приблизительно половина из пьющих подростков книг почти не читают.

В начале века были проведены опыты по изучению влияния алкоголя на поведение и способности детей. Были отобраны 25 учеников в возрасте от 7 до 15 лет, все они были вполне здоровы и хорошо учились. Детям в зависимости от возраста давали 1-2 рюмки вина и наблюдали за ними на уроках. Сразу после приема алкоголя дети обнаруживали необычайную живость, предприимчивость, свободнее держались в поступках и на словах. Они быстрее читали, но в письме отмечалась неровность почерка, в арифметических действиях они допускали грубые ошибки. Выучивание наизусть давалось труднее. Характерно, что 13-15-летние мальчики были не в состоянии передавать своими словами содержание прочитанного. В то же время у всех изменялся характер: дети становились непослушными, дерзкими, с повышенным самомнением.

Кроме того организм подростка отличается от организма взрослого человека в том, что у него изначально снижена устойчивость к алкоголю, сравнительно небольшие дозы которого поначалу вызывают очень сильное опьянение и даже тяжелое отравление. Однако со временем устойчивость к употреблению больших доз алкоголя у подростка возникает, но вместе с тем катастрофически быстро возникают все симптомы алкоголизма. Организм подростка отличается от организма взрослого человека в том, что его органы и в первую очередь центральная нервная система еще развиваются и мало устойчивы к различного рода ядам, к алкоголю. Поэтому ранее начало употребления спиртного приводит к быстрому развитию зависимости от алкоголя и к поражению внутренних органов.

Из заболеваний, связанных с употреблением алкоголя, у подростков следует назвать гепатиты и панкреатиты, заболевания эндокринной системы, нарушения работы сердца, проблемы с артериальным давлением, появление различного рода легочных заболеваний, снижение устойчивости к различного рода инфекционным заболеваниям и особенно расстройства со стороны центральной нервной системы и психики.

Лечение детей, больных алкоголизмом осуществляется в специализированных палатах или отделениях наркологического диспансера, чтобы исключить контакт и влияние взрослых алкоголиков.

Исходя из выше изложенного, профилактика подросткового алкоголизма имеет очень большое значение. Заключается она прежде всего в воспитательных и организационных мерах, направленных на то, чтобы подросток знал о пагубном действии алкоголя и стремился активно избегать контакта с ним и с пьющими. А со стороны родителей важно занять свободное время ребёнка, поощрять и стимулировать различного рода здоровые увлечения, повышать его интерес к образованию и получению профессии.

А главное, родителям следует помнить, что безвредных для организма подростка спиртных напитков не существует.

Список используемой литературы

  • Еникеева Д.Д., Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков, М., 1999
  • Заиграева Г.Г., Борьба с алкоголизмом: проблемы, пути, решения, М., 1986
  • Медицинская энциклопедия, М., 2003 г.
  • Материал (8 класс) на тему:
    Родительское собрание «Пагубное влияние алкоголя»

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание . «Пагубное влияние алкоголя».

    Цели: актуализировать проблему алкоголизма у подростков;

    выяснить: какова роль родителей в формировании негативного отношения детей к употреблению алкоголя.

    Задачи: обозначить масштабы подросткового алкоголизма;

    определить причины подросткового алкоголизма;

    выработать способы реагирования на случаи употребления алкоголя детьми.

    Участники собрания: классный руководитель, родители учащихся, психолог, юрист, медицинский работник, учитель биологии.

    Подготовительный этап: проведено анкетирования учащихся с целью выявления случаев употребления алкоголя учащимися класса (Анкета. Приложение 1), презентация по теме собрания (Приложение 3)

    Оформление: на слайде написано высказывание:

    «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство»

    Классный руководитель: В подростковом возрасте становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Подросток живёт ими, они составляют основной смысл его жизни и заставляют действовать. Нередко самым простым способом удовлетворения этих потребностей подростку представляется употребление алкоголя. И действительно, некоторым это даёт возможность на какое-то время почувствовать уверенность в себе, легкость в общении, отвлечься от своих проблем.

    Опросы, проводимые среди подростков, показывают, что каждый третий школьник 13-16 лет знаком с алкоголем. И наши дети не являются исключением. (результаты анкетирования, вопросы 1, 2, 4)

    Выступление медицинского работника: Из истории алкоголизма

    «Алкоголь» в переводе с арабского означает нечто эфирное. Напитки, которые содержат спирт, называются алкогольными. Чем выше крепость алкогольного напитка, тем сильнее его опьяняющее действие. Пиво тоже считается алкогольным напитком. В пиве содержание алкоголя может быть различным: от 0 до 10% и более. Среднее содержание алкоголя в пиве 3,5%, по западной статистике 5%. Это значит, что при употреблении бутылки водки или 8 бутылок пива в организм попадает одинаковое количество алкоголя.

    Спирт является сильным ядом, который, попадая в организм, не только пьянит, но вызывает зависимость и разрушает организм. Смертельная доза для подростка составляет 50-100 г. Эксперты Всемирной организации здравоохранения подсчитали, что потребление более 8 литров алкоголя в год на душу населения считается опасным для психического и физического развития нации. В России эта цифра достигает 14 литров.

    Медики пришли к выводу: при употреблении пива в сравнении с другими алкогольными напитками хронический алкоголизм развивается в три-четыре раза быстрее. Пиво является самым агрессивным из легальных наркотиков, а пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью. Поэтому часто пивные вакханалии заканчиваются драками, насилием, убийствами.

    Пивной алкоголизм ведёт к деградации поколений, с наглядным проявлением чего мы уже сталкиваемся на каждом шагу во дворах, в транспорте, на улице. Геннадий Онищенко, главный санитарный врач России, так сказал об этом: «Не СПИД, не туберкулёз погубят Россию, а пивной алкоголизм среди юного поколения». По статистике Минздрава РФ 60% молодёжи в России страдает пивным алкоголизмом.

    Выступление психолога: Причины подросткового алкоголизма

    Традиционно специалисты выделяют три группы факторов риска, которые могут повышать вероятность раннего приобщения ребёнка к алкоголю.

    Первая группа – биологические факторы. До сих пор учёными не установлено, существует ли наследственная предрасположенность к использованию алкоголя. Уже давно замечено, в семьях алкоголиков дети гораздо чаще приобщаются к пагубной привычке. Но есть ли ген алкоголизма? И гены ли виноваты? Ведь пристрастие к алкоголю детей может быть результатом домашнего воспитания, которое в семьях алкоголиков зачастую далеко от идеального.

    К биологическим факторам риска раннего приобщения к алкоголю относят различные нарушения внутриутробного и послеродового развития ребёнка. Иначе говоря, токсикозы, инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности, трудные роды, ставшие причиной травмы новорождённого,- всё это может сыграть негативную роль в дальнейшем. Это способствует формированию ощущения физиологического дискомфорта. Став взрослым, человек может использовать химические стимуляторы для снятия этого ощущения. Это может явиться причиной употребления алкоголя.

    Помимо биологических факторов риска свою негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особенности ребёнка (психологические факторы риска). Для детей с неустойчивой психикой характерна резкая переключаемость, невозможность длительное время сосредотачиваться на выполнении задания, быстрая утомляемость, вызванная даже не очень сложной работой. Начиная какое–то дело, они часто не доводят его до конца. У них отмечаются быстрые перепады настроения, ярко выражена жажда развлечений, поиск новых ощущений. Поэтому такие дети легко идут на «эксперименты» с алкоголем.

    Говоря о биологических и психологических факторах риска, важно понимать, что они могут лишь потенциально способствовать приобщению к алкоголю. Реализуется ли этот потенциал – зависит от взрослых, окружающих ребёнка. Если они сумеют научить ребёнка регулировать своё состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счёт разных источников, не разрушающих его физическое и психическое здоровье, можно смело утверждать, что любая химическая зависимость ему не угрожает.

    Выступление юриста: 7 апреля 2006 г вступил в силу Федеральный закон «Об ограничении розничной продажи и потребления пива и напитков, изготовленных на его основе». Действие закона распространяется на продажу пива с содержанием этилового спирта более 0,5%. На пиво безалкогольное ограничения не распространились.

    Также вступил в силу Федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

    Теперь продавать и распивать пиво в общественных местах, детских и медицинских учреждениях, в учреждениях культуры, на улице и на транспорте запрещено. А несовершеннолетним нельзя продавать пиво даже в барах и магазинах. Несовершеннолетним запрещено посещать торговые точки, где ведется продажа алкоголя на разлив. Однако вопреки закону на улице по-прежнему можно встретить подростков, распивающих пиво.

    По результатам анкетирования употреблению пива подростками способствуют следующие факторы риска:

    1. их знакомство с этим алкогольным напитком, происходит в том возрасте, когда уровень самоконтроля недостаточен, система ценностей неразвита;
    2. друзья употребляют пиво, а подростки, как известно подвержены влиянию сверстников;
    3. употребление пива родителям в присутствии детей.

    Способствует приобщению подростков к алкоголю и реклама пива.

    Многие подростки считают, что употребление алкоголя, в том числе и пива, не только вредно, но и полезно. Это говорит о недостатке у них знаний о влиянии пива на организм.

    Классный руководитель: Мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытать новые ощущения, любопытство. Ещё до первого знакомства у подростков образуется определённое представление об этом продукте, о его особом возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем оказывается не таким, каким оно представлялось: “горький вкус”, жжение во рту, головокружение, тошнота. После такого неприятного знакомства большинство подростков избегают на некоторое время употребление алкоголя. Затем появляется вторая группа мотивов, которая формирует пьянство как тип поведения правонарушителей. Это влияние на подростка компании старших по возрасту ребят, отсутствие контроля со стороны родителей, отсутствие интереса подростка к учебе, труду, общественной жизни. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртные напитки, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Анализ проведения свободного времени подростками, склонными к употреблению алкоголя, показывают, что в целом для них характерно примитивное, бесцельное времяпрепровождение: игра в карты, в том числе на деньги, “бренчание” на гитаре, праздное гуляние по улицам, посещение баров.

    Учитель биологии и химии: Алкоголь, принятый внутрь, через 5 -10 минут всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь — яд для любой живой клетки. Проникнув в организм алкоголь, очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов в конце концов, погибают. Под действием алкоголя нарушаются все физиологические процессы в организме, а это приводит к тяжелым заболеваниям печени, почек, сердца, сосудов, головного мозга, нарушается работа нервной системы.

    Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. Сначала они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека.

    Ученые выяснили, что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга вслед за усиливающимся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению, утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии.

    Потребление алкоголя тяжело сказывается на деторождении. Алкоголизм родителей приводит не только к олигофрении, но и к другим психическим заболеваниям детей, например, родители-алкоголики отмечены у 60% детей, страдающих эпилепсией.

    Пьянство укорачивает жизнь человека на 15-20 лет.

    Классный руководитель: Роль семьи в формировании отрицательного отношения детей к употреблению алкогольных напитков

    Давно установлено, что формируются вредные привычки, как правило, в детстве. Поэтому задача родителей – воспитать у детей с самого раннего возраста отрицательное отношение к употреблению алкогольных напитков. Если у человека еще в детстве выработано отрицательное отношение к алкоголю, то и взрослым он, даже оказавшись в критической ситуации, не будет злоупотреблять им. Важным фактором, определяющим раннее отношение ребёнка к употреблению алкогольных напитков, являются алкогольные традиции семьи. Именно в семье закладываются основы поведения ребёнка, его отношение к разным сторонам жизни.

    Советский педагог А.С.Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Ваше собственное поведение – самая главная вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент его жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеётесь или читаете газету- всё это имеет для ребёнка большое значение. А если дома вы грубы или хвастливы или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь печальные последствия».

    В семье подросток должен получить первые знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его частого употребления. Имеют значения не только беседы об опасном влиянии алкоголя на здоровье, но и отдельные замечания, просто разъяснения причин собственного отрицательного отношения к распитию спиртного, к пьяницам. Антиалкогольное воспитание должно быть частью общего воспитания. Оно проводится постоянно. Антиалкогольное воспитание в школе обернутся пустой фразой, если дети в семье, наблюдая употребление спиртных напитков родителями, будут невольно проходить «курс алкогольного воспитания». Поэтому необходимо в семьях знать — будущее ваших детей в ваших руках. Не забывайте, что дети всё время смотрят на вас, берут с вас пример. Стремятся подражать. Поэтому, прежде всего, откажитесь от употребления алкоголя. «Пьяный быт» разлагающе действует на ребенка. Конечно, сила личного положительного примера имеет большое значение, но это далеко не все. Не менее важно постоянное внимание к школьным успехам ребёнка, его внешкольной жизни, умение организовать его свободное время – заинтересовать спортом, помочь выбрать занятие по интересам в кружках и секциях и т.д. Правильная организация свободного времени, интересный и содержательный отдых не оставляют места праздности, безделью, скуке – той почве, которая способствует формированию вредных привычек.

    А сейчас мы с вами попытаемся подобрать правильные способы реагирования на случаи употребления алкоголя вашими детьми. Я предлагаю вам разделиться на две группы и дать свои варианты ответов.

    1. Ваш ребёнок пришёл со школьного вечера поздно, разговаривая с ним, вы почувствовали от него запах алкоголя. Как вы поступите в данном случае?

    Совет классного руководителя:( Объяснить ребенку, как алкоголь влияет на организм человека. Конечно, безнаказанным оставлять нельзя. Но наказание должно быть гуманным, не унижающим чести и достоинства подростка)

    1. От постороннего человека вы узнаёте, что ваш ребёнок употребляет алкоголь. Вы просите его честно в этом признаться, но он всё отрицает. Что вы будете делать?

    Совет классного руководителя: (Привести убедительные доводы, что вы верите человеку, сообщившему вам об употреблении ребенком алкоголя, т.к. у него нет причин вас обманывать. Далее поступить как в первой ситуации)

    1. Ваши друзья – взрослые — на Новогоднем празднике за столом вашему ребёнку наливают в бокал шампанское. Как вы на это отреагируете?

    Советы классного руководителя: (Сделать тактичное замечание другу и вежливо сказать, что шампанское тоже является алкогольным напитком, а детям алкоголь употреблять нельзя)

    1. Ваша дочь встречается с молодым человеком, который часто употребляет пиво. Какими будут ваши действия?

    Советы классного руководителя: (Попросить дочь собрать информацию о вреде пива и поделиться ею с молодым человеком)

    Классный руководитель: Мы рассмотрели несколько примеров, как реагировать, если ваши подозрения подтвердились, и вы убедились, что ваш ребенок употребляет алкогольные напитки. Думаю, что в таких ситуациях вам поможет Памятка для родителей (Приложение 2)

    Решение родительского собрания:

    1. Научить ребёнка регулировать своё состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счёт разных источников, не разрушающих его физическое и психическое здоровье.
    2. Родителям дать первые знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его частого употребления.
    3. Воспитывать у детей с самого раннего возраста отрицательное отношение к употреблению алкогольных напитков.
    4. Вести контроль со стороны родителей за проведением свободного времени ребенком, повышать мотивацию к учебе, интересоваться личной жизнью подростка.
    5. Быть в тесном контакте со школой в вопросах воспитания детей.

    А.Н. Маюров «Антиалкогольное воспитание», М., «Просвещение», 1987 г.

    Н.А. Касаткина «Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе», Волгоград, «Учитель», 2003 г.

    А.В. Давыдова «Классные часы-8 класс», М., «Вако», 2010г.

    Е.А. Воронова «Здоровый образ жизни в современной школе», Ростов-на Дону, «Феникс», 2007 г.

    Собрание подготовила и провела Магина Людмила Геннадьевна.

    Родительское собрание «Злой Волшебник Алкоголь»

    С первым бокалом человек пьёт вино, со вторым – вино пьёт вино, с третьим- вино пьёт человека. Японская пословица.

    Ни один человек, глядя на алкоголика, не хочет повторить его путь, не хочет стать таким. Он думает, что с ним такого не случится. Но страшная статистика говорит об обратном. Начиная с 1992 г. количество алкоголиков в России выросло вдвое. И сейчас, по оценке Всемирной организации здравоохранения число алко­голиков составляет почти треть населения! Социальный ущерб от алкоголизма огромен: распадаются семьи, растет преступность, сокращается продолжительность жизни, снижается интеллекту­альный уровень общества. Если в советское время были распро­странены такие семьи, где муж пьянствует, а жена везет на себе все хозяйство, то теперь нормой становятся семьи, где оба супруга алкоголики, а дети предоставлены самим себе. В последнее время наркологи все чаще говорят о новой разновидности — подростко­вом алкоголизме.

    По международной шкале, употребление 8 л спирта в год на душу населения обозначает физическую деградацию. А в России это количество уже превышено в 2 раза.

    — Число больных алкоголизмом составляет несколько миллио­ нов человек.

    — За последние 30 лет доля женского алкоголизма возросла вдвое.

    — Подростки стали приобщаться к алкоголю уже с 14 лет.

    — Каждая 3-я смерть у нас в стране так или иначе связана с ал­ коголем.

    — Каждое 5-е преступление совершается на почве пьянства.

    — Алкоголь усугубляет проблему социального сиротства. Еже­ годно более 600 тыс. детей остаются без одного из родителей, 60 тыс. детей уходят из дома и бродяжничают.

    — 90% воспитанников детских домов — это дети пьющих роди­ телей.

    Россия вплотную подошла к вырождению: смертность населения превышает рождаемость.

    Одним из распространенных мифов об алкоголе является миф о том, что алкоголь способствует творчеству, повы­шает творческую активность человека. Но это не так. Алкоголь убийственно действует на творческие способности человека. Великий философ и врач Авиценна (Ибн Сина), тысячу лет назад утверждал, что «немного вина — лекарст­во, много — смертельный яд». И все свои сочинения и трактаты он писал, выпивая большой кувшин вина. Именно от вина он и погиб в 58 лет. Врачи поставили диагноз: «Алкоголь прожег толстый ки­ шечник».

    Многие великие умы, яркие таланты были ал­ коголиками: Юлий Цезарь, Петр Первый, Сократ, Декарт, Сенека, Гегель, Рабле, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Тарас Шевченко, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Бетховен, Рембрандт, Гендель, Мусоргский. А сколько было алкоголиков в спорте! Все начинали пить понемногу, но потом уже не могли остановиться. Зна­ менитые и великие люди очень часто становились алкоголиками, ни один из алкоголиков не стал еще знаменитым и великим.

    У большинства людей, больных алкоголизмом, более трети родственников по отцу тоже были пьяницами. Специалисты доказали, если первое поколение алкоголиков спи­вается за 10-25 лет, то второе и третье — примерно за 3-5. Причем дети алкоголиков в 7 раз чаще склонны к алкоголизму, чем дети не алкоголиков.

    Алкоголь поражает клетки различных органов. Но когда поражены клетки печени, сердца, это может быть и не заметно окружающим, а вот действие алкоголя на клетки мозга и на половые клетки скрыть невозможно.

    Ученые экспериментально доказали, что алко­голь вызывает необратимые изменения в коре головного мозга. Признаками этого становятся рассеянность, забывчивость, раз­дражительность, внезапные приступы гнева. Постоянное упот­ребление пива, вина, водки, шампанского, других алкогольных напитков даже самого большого интеллектуала превращают в при­митивное существо, способное выполнять лишь самые простые функции. Механизм его действия заключается в том, что алкоголь перекрывает кислород для клеток мозга, и они отмирают. Человек начинает терять контроль над своим поведением: нарушается па­мять, координация движений, нравственный центр. После каждой попойки в мозгу остаются рубцы и шрамы. А у алкоголиков мозг вообще похож на выеденный молью войлок. Любая доза алкоголя приводит к поражению клеток мозга.

    Как же происходит развитие алкоголизма? Если в семье принято застолье с вином, то к спиртному ребенок приобщается уже с довольно раннего возраста — сначала наблюдая за взрослыми, затем допивая из рюмок. В не которых случаях родители сами дают детям вино — то ли из любопытства, то ли по собственной инициативе —«для аппетита»: для не­которых родителей самое страшное — недостаточный, по их мнению, аппетит ребенка.

    Пример1. В клинику поступила девочка пяти лет с подозрением на цирроз печени. Врачи с недоверием восприняли сначала имевшиеся у нее признаки алкогольного цирроза — никто не мог себе представить возможность этого заболе­вания в таком возрасте. Однако результаты исследования не оставляли места сомнениям. При дополнительных расспросах родителей выяснилось следующее. Мать ребенка поручала отцу-строителю присматривать за дочерью. Он брал ее с собой на работу. Девочка ела неохотно. Его товарищ посоветовал дать ей «для аппетита» немного спиртного, которое они во время еды регулярно употребляли сами. Он стал так делать, и девочка действительно ела охотнее. Так продолжалось около полутора лет, пока резкое ухудшение здоровья не привело ее в клинику.

    Пример 2 . Отец в кругу знакомых хвалится пятилетним сыном: «Он, как выпьет немного водки, становится такой весёлый, танцует, поёт» Отцу, видите ли приятно, что у него такой «развитой» сын.

    Когда ребёнок становится постарше, родители нередко сажают его с собой за стол, сначала наливая в его рюмку подкрашенную воду, сок, а затем и вино: как признание его взрослости и «права» на спиртное. Иногда пьющие родители, запрещают спиртное ребёнку, говоря ,что он маленький или просто заявляя: « Мне можно, тебе нельзя». Во всех таких случаях у ребёнка вырабатывается положительное отношение к спиртному, отношение как к ценности, доступной только взрослым.

    В ходе развития общества не произошло достаточного развития правильных навыков и обычаев употребления спиртного, а, напротив, выработались весьма устойчивые «питейные» традиции.

    С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Бёрнс. Его слова сохраняют актуальность и в наше время:

    Для пьянства есть такие поводы:

    поминки, праздник, встреча, проводы,

    крестины, свадьба и развод,

    мороз, охота, Новый год,

    печаль, раскаянье, веселье,

    успех, награда, новый чин,

    и просто пьянство — без причин.

    Ведь именно с 14 -15 лет появляются такие поводы, как « неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости».

    Мы пьём за здоровье друг друга и портим собственное здоровье.

    Не случайно в Древнем Риме мужчин: до 30 лет вино пить не разрешали (женщинам запрещали вообще, и муж имел право убить жену за пьянство). В Спарте по закону Ликурга было положено раз в год вс­паивать допьяна рабов и показывать их в состоянии опьянения юношам, для того чтобы внушить им отвращение к пьянству.

    К сожалению, в настоящее время вид отдельных граждан, лежащих в состоянии опьянения под забором, не всегда оказывает должное воздействие на юношей. В Древнем Египте существовал обычай во время пирушки ставить на угол праздничного стола скелет, увенчанный погребаль ными украшениями — в напоминание присутствующим со блюдать меру в употреблении спиртного.

    Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга?

    В моём классе много несчастных детей, т.к. не всё у детей дома благополучно. Иногда ребёнку не хочется идти домой, где ждёт его пьяный, буйный отец. Порой причиной непосещения школы, по словам ученика, является поздняя «гулянка» родителей накануне. Делясь впечатлениями о самых интересных событиях, происходящих в праздничные дни, дети называют застолье в гостях.

    Поэтому рассказываю детям о влиянии спиртного на детский организм, о том, что нельзя сидеть за столом, где идёт взрослый разговор и о многом другом.

    Воспитание должно быть ни потакаю­щим, ни подавляющим. Еще И. Кант утверждал, что «при уступчивости дети получают распущенное, при постоянном противодействии — ложное воспитание».

    Противоалкогольное воспитание должно основы­ ваться на трех принципах. Во-первых, оно должно быть направлено не просто на алкоголизм в целом, как на некое нерасчлененное явление, а на каждый из его структурных элементов, на каждое его проявление: алкоголизм — слож­ное заболевание, имеющее целый ряд фаз, отражающих как степень развития наркотической зависимости челове­ка, так и степень нарастания его антисоциальности, а так­же и увеличение сложности борьбы с ним.

    Во-вторых, антиалкогольная пропаганда до настоя­ щего времени направляется на последствия злоупот­ ребления алкоголем. Однако устрашение, пусть и самыми грозными его последствиями, не имеет для многих людей никакого значения. Подростки не склонны (да часто и не способны по возрасту) задумываться над тем, что будет с ними через 10—15 и более лет. И многие взрослые к этому также не способны. Какой же смысл говорить о последствиях, если на данный момент — момент начала употребления алкоголя — они еще только предполагаются, да и то в довольно отдаленном будущем. Не обходимо разъяснять, что именно употребляющий ал коголь теряет уже в данный конкретный период жизни.

    В-третьих, необходимо вырабатывать в сознании подрастающего поколения отрицательное отношение к ал­коголю на основе не столько разъяснения негативных его последствий, сколько на основе отрицательной оценки всех отдельных моментов поведения пьющего. Необходимо дискредитировать все те моменты употребления ал­ коголя, которые алкоголиками и пьяницами используются.

    Например, пьяница заявляет подростку : «Пью и не пьянею, а тебя тошнит, значит, ты еще слаб». Разъясняю детям , что нормальный здоровый человек и должен реагировать на алкоголь отрицательно. Рвота на спиртное — не признак слабости организма, а защитная. его реакция на яд, признак здоровья.

    Пьяница хвастается: «Могу выпить много и пьянею медленно». Объясняю детям, что этот человек уже глубоко болен и его болезнь достигла стадии, когда переносимость алкоголя возросла. И чем резче возрастает переносимость алкоголя сейчас, тем резче она упадет в по­ следствии, когда наш «герой» будет падать под стол от одной рюмки.

    Пьяница заявляет: «После первой — не закусываю. Разъясняю детям, что этот человек уже настолько «впился», что ищет наркотический эффект, «ловит» его, и без этого уже не может, что он уже попал в алкогольное рабство.

    Начинающий пьяница заявляет товарищу: «Я пью, а ты боишься». Разъясняю детям, что, действи­ тельно, здесь есть чего бояться, ведь употребление алкоголя приводит к тяжелой болезни. Тот же, кто с гор­достью заявляет, что он ничего не боится и пьет, когда за­хочет, уже прочно встал на путь, ведущий к деградации личности, и, возможно, уже в недалеком будущем он бу­дет мало отличаться от тех, которых можно увидеть ле­жащими под забором.

    Одно из родительских собраний я начала с отрывка из стихотворения средневекового поэта Себастьяна Брандта:

    Ребёнок учится тому, Не волк воспитывал овец,

    Что видит у себя в дому, Походку раку дал отец.

    Родители пример ему. Коль видят нас и слышат дети,

    Кто при жене и детях груб, Мы за дела свои в ответе.

    Кому язык распутства люб, И за слова: легко толкнуть

    Пусть помнит, что с лихвой получит Детей на нехороший путь.

    От них всё то, чему их учит. Держи в приличии свой дом,

    Там, где аббат не враг вина, Чтобы не каяться потом.

    Вся братия пьяным – пьяна.

    Дети многого ждут от родителей: защищённости, любви, и ласки, примера и опыта, глубокого взаимопонимания. Получают ли они это от родителей? Пусть об этом скажут сами дети. Среди опрошенных были учащиеся 3 класса.

    Какие слова папы тебе больше всего запомнились? Я люблю тебя дочка, ещё научишься, какая ты красивая, молодец сын, ты моя любимая, я люблю тебя, учись хорошо, молодец, ты хороший сын, пока, сделай мне массаж.

    Какие слова мамы тебе больше всего запомнились? Учись хорошо (2), сходи, пожалуйста, в магазин, какая ты красавица, умница (2) , прости меня, пока сынок.

    Чему тебя научил папа? Ничему, ездить на машине ( велосипеде), ремонтировать его,рисовать, защищаться, решать задание по мат-ке, есть, пилить, рыбачить, копать грядки.

    Чему тебя научила мама? Ничему, ходить (3), есть (2), посуду мыть, варить, делить числа.

    Ты когда-нибудь обманывал своего отца? Да – 4, нет – 8.

    Ты когда –нибудь обманывал свою маму? Да – 4, нет – 8.

    Бывает ли папа к тебе несправедлив? Да -1, нет – 11.

    Бывает ли мама к тебе несправедлива? Да – 3, нет – 9.

    Что тебе нравиться в папе? Доброта ( 6), забота (3), сила (2), зарабатывает деньги и несёт их в дом.

    Что тебе нравиться в маме? Доброта (6), ласка (3), забота, жалость, убирается в доме и варит.

    Любишь ли ты ходить в гости с родителями? Почему? Нет – 1, потому что они разговаривают.

    Да – 10, можно с друзьями поиграть, поговорить, потому что интересно.

    Пили ли вы пиво, вино? С кем? Нет – 2, да – 10.( вино, пиво, самогон, шампанское, дет. шампанское,

    водку. ) С родителями, с мамой, с друзьями.

    Предупреждение злоупотребления алкоголем родителям надо начинать с раннего возраста. Дети должны как можно реже видеть бутылки с вином на столе у родителей, даже в празднич­ные дни. Следует всячески препятствовать тому, чтобы в сознании ребенка бутылка вина заняла место в ряду жиз­ ненных ценностей, чтобы с вином были связаны хоть какие- нибудь положительные эмоции.

    Родителям следует во время прогулки специально обращать внимание ребенка на неопрятный вид встретившегося пьяного, подчеркнуть, как сильно он отли­ чается от большинства других людей — подтянутых, бод­рых, спешащих по своим делам; подчеркнуть его беспо­лезность для общества, заставить ребенка задуматься, а каково детям этого пьяницы, его жене, мате­ри, родственникам; рассказать о том, какие опасности и сложности ждут его в жизни. Следует использовать любую возможность для выработки у ребенка крити­ческого отношения к пьяницам и к спиртному, подчерки­вать положительные качества людей, не злоупотребляющих алкоголем. Юношам следует разъяснять все те моменты, связанные с употреблением алкоголя, которые отражают развитие алкоголизма, научить их правильно оценивать каждый характерный момент поведения пьяницы на раз­личных стадиях алкоголизма. Все это возможно лишь в том случае, если сами родители, во-первых, настроены от­рицательно по отношению к алкоголю, а во-вторых, пра­ вильно понимают сущность этой болезни, порабощающей человека, лишающей его воли и отнимающей способности, лишающей человека его будущего.

    Источники: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/635680/, http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2012/09/14/roditelskoe-sobranie-pagubnoe-vliyanie-alkogolya, http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/zloj_volshebnik_alkogol_175535.html

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    пять × 3 =